Жители улиц Муканова и Шарипова в Жилгородке с некоторых пор пребывают в недоумении относительно того, чьи имена на самом деле присвоены улицам, на которых они живут. По их словам, улицы изначально были названы в честь погибшего на войне гурьевчанина Хиуи МУКАНОВА и писателя, нефтяника, общественного деятеля, жертвы сталинских репрессий Сабыра ШАРИПОВА. Но Атырауский городской акимат, видимо, не удосужившись вникнуть в суть вопроса, взял да сменил таблички с названиями улиц. Теперь там значатся Сабит МУКАНОВ –классик казахской советской литературы и Ади ШАРИПОВ –тоже литератор советской поры.
КЕМ БЫЛИ ХИУА МУКАНОВ…
Ляззат КОСМАГАМБЕТОВА, проживающая на этой улице, нашла в областном архиве некоторые сведения о Хиуе Муканове. Решение о присвоении улице Базарной в Жилгородке имени погибшего в Великой Отечественной войне первого секретаря Гурьевского областного комитета комсомола, второго секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана Хиуи Муканова Гурьевский городской совет народных депутатов принял 27 апреля 1982 года. Ходатайство об этом подписано и тогдашним секретарём горисполкома Аипкали БЕКЕШЕВЫМ. Однако сейчас г-н Бекешев, ныне член городской ономастической комиссии, не смог ничего вспомнить о событиях тридцатилетней давности.
К сожалению, в областном архиве мы не нашли никаких сведений о Хиуе Муканове, кроме его автобиографии. Он родился в 1910 году в Карабалинской волости Актюбинской области. В возрасте одного года Х. Муканова усыновил брат отца Мукан. После окончания девятилетней школы в 1929 году он поступил на двухгодичные бухгалтерские курсы в Кызылорде. В 1931-1937 годах исполнял обязанности секретаря комитета комсомола на нефтяных промыслах Доссора и Косчагыла. В 1937 году был назначен секретарём оргбюро ЦК ЛКСМ по Гурьевской области, затем работал вторым секретарём ЦК комсомола республики. 11 февраля 1943 года он героически погиб в бою за освобождение г. Балаклея Харьковской области. Детей у него не было. «Семейное положение – холост, это вызвано тем, что хотел учиться», – написал в автобиографии Хиуа Муканов.
…И САБЫР ШАРИПОВ?
Пока мы разбирались, почему улица Хиуи Муканова с некоторых пор стала называться улицей Сабита Муканова, обнаружили в Жилгородке ещё одну улицу, название которой тоже неожиданно поменялось.
– Улица Сабыра Шарипова в Жилгородке по непонятным причинам стала именоваться улицей Ади Шарипова. Вообще весь этот сыр-бор начался в 2009 году, когда проводилась последняя перепись населения, – говорит Ляззат Космагамбетова.
Настоящее имя этнического татарина и казахского писателя Сабыра Шарипова – Мухаммед-Сабыр Шарифович ДАВЛЕТШИН. Около 20 лет его жизни связаны с трестом «Эмбанефть». Он исполнял должности заместителя начальника управления треста в Москве, в 1932-34 годы – директора АО «Кевир-Хуриан» в Иране. А в 1938-1941 годах был директором предприятий глубокого бурения в Кульсары и Доссоре, конторы геологической разведки треста «Эмбанефть». Лишь считанные единицы помнят о том, что хорошо известные нам в настоящее время месторождения Доссор, Байчунас, Макат, Курсай были открыты при непосредственном участии Сабыра Шарипова. Как и многие видные деятели того времени он был обвинён в шпионаже и приговорён к расстрелу в 1941 году, но впоследствии был реабилитирован.
КТО НАПУТАЛ?
Разумеется, мы ничего не имеем против присвоения улицам Атырау имён классика казахской литературы Сабита Муканова или общественного деятеля, писателя Ади Шарипова. Но как и жителям Жилгородка, нам тоже захотелось узнать причину переименования улиц. Следует признать, что вразумительного ответа на этот вопрос мы ни от кого так и не получили. Все понимают, что напутали с переименованием, но виноватых нет.
Есть только зарегистрированное за №4-1-144 от 22 июня 2011 года решение акимата г. Атырау и гормаслихата «О наименовании улиц, проездов и проспекта города Атырау» за подписью бывшего акима города Мереке ИСМУРАТОВА и секретаря гормаслихата Б. КАЗИМАНОВА, где Хиуа назван Сабитом, а Сабыр – Ади.
По словам начальника областного отдела ономастики и контроля за визуальной информацией Жемис ДИЯШОВОЙ, за подобную путаницу должны отвечать аким города и городская комиссия по языкам и ономастике.
– А ваш отдел не контролирует процесс переименования?
– Вы знаете, что на государственную службу нельзя давить сверху. Несмотря на то, что мы осуществляем контроль, мы не можем вмешаться в процесс изменения названий улиц, – сказала она.
Сания ТОЙКЕН