Атырау, 28 ноября 07:40
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

Лучше один раз увидеть

5 308 просмотров

– Здесь очень чисто. А в интернете я видел, как пекут хлеб в маленьких пекарнях: вокруг всё грязно... Жарко очень на заводе… Видели, как батон на кусочки порубили для сухарей? Вот это машина! – делились дети впечатлениями на заводе по выпуску хлебобулочных изделий ТОО «Заман групп». Правда, мне всё это пересказывал стоящий рядом с ребятами волонтёр Исатай. Он понимает язык жестов. А я только наблюдала: дети активно жестикулировали и, перебивая друг друга, постоянно стучали Исатая по плечу: посмотри на меня! Иначе он их не услышит.

ЧТО ПОСЛЕ ИНТЕРНАТА?

Это не первый визит ребят на производство. Они уже побывали в учебно-производственном комплексе общества глухих, увидели, как работают швеи, как производят мебель и пластиковые окна. В Малой академии искусств большое впечатление на них произвёл именной класс Омара МАХАМБЕТА, где работают с деревом. Там же они увидели, как создают одежду – от наброска на бумаге до готового платья. Эти уроки ранней профессиональной ориентации для детей из школы-интерната с нарушениями слуха проводятся в рамках проекта молодёжного объединения «Независимое поколение Казахстана» «Мы чувствуем и слышим вас».

Проект стартовал в начале года. Дети занимаются шейпингом, настольным теннисом, арт-терапией. В школе 41 ребёнок, и каждый пытается попробовать себя во всех кружках. Оно и понятно, за пределами интерната это практически невозможно. Такие дети не могут посещать спортивные секции и кружки, где работает обычный тренер – они не поймут друг друга. Но одной из самых главных проблем преподаватели интерната считают профессиональную ориентацию и трудоустройство своих выпускников. Дети учатся в школе-интернате до 8-го  класса. А что потом? Помочь им найти ответ на этот вопрос и должны эти уроки проф-ориентации.

 

ХЛЕБ НЕ ИЗ АЛМАТЫ

– А я думал, что хлеб и всё остальное к нам привозят из Алматы, – сказал Нуржан БАГИТОВ. Никто не удивился его наивности. А воспитатели поспешили мне объяснить: взрослые боятся отпускать детей без сопровождения куда-либо, кроме собственного двора. Специального канала на телевидении для слабослышащих нет, а всезнайка-интернет есть не у всех. Поэтому ребята ограничены в своих познаниях об окружающем мире, а уж о профессиях и вовсе имеют самое поверхностное представление. Тем ценнее для них такие вот поездки на производство.

На ребят, воспитателей и волонтеров надели халаты и повели по цехам. Менеджер по производству Гульжан КУДАРОВА рассказывала о том, как хранятся продукты, как проверяют качество всех ингредиентов и готовой продукции. А ребята тем временем только успевали крутить головами. Они хотели увидеть и впитать в себя всё. Тут рабочие закладывали тесто в специальный аппарат, который делил его на порции, тут сформированное в булочки тесто двигалось по контейнеру и само «садилось» в печь. Пахнуло жаром. Здесь выпекают хлеб при температуре 220-230 градусов. Печи работают круглосуточно.

– Страшно. Я бы не смогла здесь работать. Можно обжечься, – эти слова Алтынай МАКСОТОВОЙ я поняла и без перевода, настолько у неё выразительная мимика и эмоциональная жестикуляция.

А Галымжана ХАЛЕЛОВА, как любого мальчишку, привлекла техника.

– Всё автоматизировано, машины – как роботы. Мне нравится!

Галымжан такой маленький, что даже не верится, что он учится в 5-м классе. Зато он очень подвижный и преуспел в настольном теннисе. Лучший игрок в интернате.

 

СТО ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Наконец мы в прохладном помещении – здесь находится лаборатория. Дети немного приходят в себя и задают свои вопросы. Их интересует всё: зачем постоянно проверяют сырьё и продукцию, кто и как это делает; какой режим работы на предприятии и сколько получают работники; почему в некоторых цехах так жарко, но при этом запрещено пользоваться кондиционерами.

– Если мука заражена так называемой картофельной болезнью, хорошего хлеба из неё не получится, поэтому мы тщательно её проверяем. Производство круглосуточное, люди работают в четыре смены, зарплата от 25 тысяч тенге. А понижать температуру нельзя, чтобы тесто не заветривалось, – делилась тонкостями производства Гульжан Кударова.

– Ну что, хотите здесь работать? – спросила я у ребят после экскурсии. Они задумались. Теперь у них был для этого повод, они узнали, как к ним на стол попадает хлеб. Это значит, что цель урока достигнута.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

16 мая 2012, 22:40

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.