В Астане прошла конференция «КазНефтеГазСервис-2012», организованная Союзом сервисных компаний Казахстана «Kazservis».
На вопросы «АЖ» в электронном формате отвечает председатель этого Союза, член Попечительского совета Kazakhstan Professional School of Business Алмас КУДАЙБЕРГЕН.
НА КАКОМ МЫ УРОВНЕ?
– Алмас, какова реальная картина на казахстанском сервисном рынке?
– Нефтесервисный рынок можно условно разделить на три уровня по технологической сложности. Первый – выполнение базовых работ: строительство зданий, дорог, транспортировка несложных грузов, организация питания. Этот рынок более или менее освоен отечественными компаниями, а иностранцы, если и присутствуют, то не так активно, как в 90-е годы.
Второй – строительство береговых промысловых объектов, перевозка тяжеловесных грузов, прокладка трубопроводов, проведение буровых работ и пр. Здесь доминируют зарубежные компании, но есть и такие успешные казахстанские участники, как ТенгизСервис, Каспиан Оффшор Констракшн, ТенгизНефтеСтрой.
Третий уровень – выполнение таких сложных и наукоёмких работ, как проектирование и строительство крупных промышленных объектов, глубоководное бурение. Здесь львиная доля приходится на Шлюмберже, Халибёртон, Сайпем, Gate, Энка и др. Надо признать, что многие технологии зарубежных сервисных компаний ушли далеко вперёд, и догнать их в ближайшие годы не представляется возможным. Но некоторые высокотехнологичные работы казахстанцы вполне могут выполнять.
– Какие, например? И если могут, то почему не работают?
– Например по сейсмологии и геологоразведке у нас есть компании, которые готовы работать по западным стандартам. Вопрос в том, что после этой стадии идёт обустройство месторождения, которое и забирает основной бюджет. В частности, на средних и крупных месторождениях работы «под ключ» отдаются иностранным генподрядным организациям, которые, в свою очередь, привлекают партнёрские сервисные компании из-за рубежа. Между тем в Казахстане уже формируются крупные генподрядные компании, которые в принципе могут работать «под ключ». Но им нужна поддержка со стороны государства.
ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ, СЕКУНДА – ДОЛЛАР
Следующий этап после обустройства месторождения – его техническое обслуживание, бюджет которого за 15-20 лет может превысить стоимость строительства. По сложившейся практике техобслуживание месторождения забирает компания, которая его строила. Или же она приглашает «своих». Например, при реализации экспериментальной фазы проекта Кашаган оператор проекта Аджип «завёл» на проект огромное количество итальянских компаний. Посмотрите, кто сейчас является генеральным подрядчиком Аджипа на островах Кашагана? Итальянские Сайпем и Тоцци. Ладно, у Сайпем большой опыт подобных проектов, но Тоцци – сравнительно мелкая компания, которая вне Италии практически не работает. Более того, у таких генподрядчиков высокие расценки за человеко-часы, и, конечно, им выгодно, чтобы реализация проекта длилась, как можно дольше. Всё это ведёт к удорожанию работ, а возмещать придётся Казахстану за счёт будущей нефти.
УЧИТЕСЬ У РУМЫН
К сожалению, проблема не только в этом. До сих пор казахстанские сервисные компании не участвуют в крупных проектах КазМунайГаза и его дочерних организаций за пределами страны. Наш Союз обращался по этому поводу в КМГ, но нам формально ответили, что закупки «дочек» КМГ за рубежом регулируются законодательством этих стран. Между тем, по нашей информации, при реконструкции КазМунайГазом заводов Ромпетрол в Румынии в 2009-2011 гг. практически все работы на сотни миллионов долларов были проведены без участия казахстанцев! Мы и дальше будем работать в этом направлении, ставить вопрос перед фондом «Самрук-Казына», правительством.
– Да, интересный момент. Особенно если учесть, что правительство уже много лет говорит о поддержке казахстанского содержания в крупных проектах.
– На мой взгляд, государству необходимо урегулировать вопросы увеличения местного содержания с иностранными генеральными подрядчиками, так как именно они получают всю прибыль и выводят её из Казахстана, не инвестируя в обучение кадров, модернизацию оборудования, организацию производства. Некоторые зарубежные сервисные компании получили за эти годы в общей сложности более $1 млрд чистой прибыли, а что они после себя оставили, кого обучили, какое производство наладили? Никто не знает, потому что этого нет.
СЕМЬ НЯНЕК
Существует большое количество органов, которые вроде бы занимаются казахстанским содержанием. Несколько профильных министерств, КМГ, регулятор PSA и Контрактное агентство при Миннефтегазе, Самрук-Казына Контракт при самом фонде. Но у них нет реальных полномочий и нет координации. Здесь сидят 30 человек, там – 50, в регуляторах сидят ещё несколько человек, и все отвечают за казахстанское содержание. А результат – как в известной поговорке: «У семи нянек дитя без глазу».
Надо объединить их всех на базе министерства нефти и газа или министерства индустрии и новых технологий и наделить реальными полномочиями.
– А как распределяются контракты в иностранных компаниях?
– В крупных есть контрактный и инженерный департаменты, которые и отбирают подрядчиков, преимущественно иностранных. Поэтому и возникают вопросы по необыкновенно высокой заработной плате их сотрудников. Более того, есть информация о необъективных схемах распределения контрактов в крупных нефтяных компаниях. При этом они говорят про высокие этические стандарты, заставляют подписывать «кодексы чести». А на деле не всегда могут проконтролировать на должном уровне работу своих подразделений.
ПОПАСТЬ В СТРУЮ
– Каков же выход из положения?
– Все нефтегазовые страны стремятся к тому, чтобы работу выполняли местные генподрядчики. Их правительства добиваются этого при выдаче иностранцам лицензий на добычу и разведку. Конечно, потом привлекаются узкоспециализированные зарубежные фирмы, но только на субподряд.
Технологические решения для крупных проектов закладываются уже на этапе проектирования, и если казахстанские компании не успели влиться в этот процесс, то потом, на более позднем этапе, мало что можно изменить. Поэтому мы выступаем за то, чтобы проектирование крупных объектов осуществлялось в Казахстане, и в этом процессе участвовали не 1-2 местных института, а гораздо большее количество. Кроме того, у нашего государства должна быть продуманная политика подготовки крупных сервисных компаний (EPC-подрядчиков). Через это проходили все нефтегазовые страны. Мы не говорим о поблажках, мы просим, чтобы предоставлялись равные возможности.
Ещё один инструмент – заключение долгосрочных контрактов, как делают за рубежом, в той же Норвегии. У нас же отечественные компании зачастую живут от одного объёма к другому.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА