Известные экологи и адвокаты объединились в борьбе за чистое небо в Атырауской области. На вчерашней пресс-конференции по итогам Первого экологического форума, состоявшегося 12 марта, накануне визита президента Республики Казахстан Касым-Жомарта ТОКАЕВА, экологи озвучили мысль, что тема экологии стала больной мозолью для атырауских властей.
Форум без электричества
Причину того, что Первый форум прошел не так, как задумывался изначально, назвала директор Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА:
- Мы специально планировали провести форум накануне приезда президента. На него были приглашены депутаты городского и областного маслихатов и представители департамента экологии. Но тут случилось неожиданное: по неизвестным причинам форум стали саботировать, и возглавил эту деятельность депутат областного маслихата, руководитель экологического фонда «Атамекен ЭКО» Арман ХАЙРУЛЛИН. Во время подготовки форума он активно нам помогал, но затем отказался от участия по причине подготовки к президентскому курултаю. Мы это приняли и поняли. Но тут он стал откровенно препятствовать проведению нашего форума и просил его отменить. Я ему объяснила, что он требует от меня невозможного – все участники уже приехали и заселились в гостиницы. В итоге форум начался с того, что здание, где он проходил, было обесточено. Люди из других государств, которые должны были подключиться к онлайн-конференции через зум, не смогли этого сделать. Не смог высказаться член национального комитета РФ по поддержке десятилетия ООН по восстановлению экосистем Алексей КНИЖНИКОВ, который должен был сообщить о результатах космического мониторинга Каспийского моря. У нас был заявлен международный эксперт по экополитике и институциональным основам охраны окружающей среды Булат ЕСЕКИН, он должен был выступить с докладом о решении проблемы трансграничных рек, в том числе реки Урал. Подключиться не смогла и международный эксперт, исполнительный директор вашингтонской экологической правозащитной группы Crude Accountability Кейт УОТЕРС с сообщением о вопросе переселения жителей села Березовка, находящегося вблизи Карачаганакского нефтегазового месторождения.
К слову, приглашенные представители управлений областного и городского акиматов проигнорировали это мероприятие по собственной воле. Таким образом, первый экофорум такого масштаба в Атырауской области прошел в звонках на службу 109 с просьбой наладить свет в здании. Со слов Черновой, все это время на лестничной площадке, на подступах к зданию дежурил А. Хайруллин и сообщал всем, кто знал о форуме и пришел в нем принять участие, что форум отменён.
Сам депутат Арман Хайруллин эту ситуацию комментировать отказался.
Только цифры
Но от эмоций к цифрам: на пресс-конференции была озвучена шокирующая информация о заболеваемости граждан Атырауской области. Так, были представлены данные от управления здравоохранения области по итогам десяти месяцев 2023 года. Например, с диагнозом "астма" на диспансерном учете состоит 2 847 больных, из них детей до 18 лет – 847. Сказали и о младенческой смерти: за 10 месяцев 2023 года зарегистрировано 109 случаев смертей, в 2022 за этот же период умерли 129 младенцев. Ведущими причинами смерти малышей стали состояния, возникающие в перинатальном периоде – 65% и врождённые пороки развития – 13%. Количество людей с ограниченными возможностями в 2023 году в Атырауской области достигло 24 027 человек, из них 3 194 – дети. Ведущими причинами инвалидности считаются болезни системы кровообращения, злокачественные опухоли и новообразования, болезни нервной системы, психические расстройства, болезни костно-мышечной системы и болезни органов дыхания.
Выступила и местная общественница Лунара МАКСУТОВА, которая знает множество фактов влияния неблагоприятной экологии на детскую психику, привела несколько примеров. С её словами согласился председатель ОО «Атырау. Маленькая страна» Ерлан КУМИСКАЛИЕВ, который не один десяток лет занимается лечением и адаптацией детей с тяжелыми диагнозами.
В зале не оказалось ни одного человека, на которого не повлияла бы неблагоприятная экология Атырау: все закивали – головные боли, обмороки, плохое самочувствие.
Еще бы! Только в 2023 году случилось девять крупных аварийных выбросов, это не считая, что они регулярно происходили каждый год и ранее. По той же восходящей идут денежные вливания. К примеру, в национальный фонд Казахстана в 2021 году область отправила 1 трл 48 млрд тенге; в 2022 году – 3 трлн 621 млрд тенге; в 2023 году – 2 трлн 613 млрд тенге. А изъятия в республиканский бюджет составили такие цифры: в 2021 году – 277 млрд тенге, в 2022 году столько же, а в 2023-2025 изъятие составит 155 млрд тенге.
- Стоит отметить, что штрафы за эмиссию уходят в республиканский бюджет, а мы, атырауский народ, дышим отравленным воздухом, – заметила Г. Чернова. – То же самое и про Нацфонд, куда идут поступления от добываемой на нашей земле нефти.
Тайна 104 станции
Уже третий год Г. Чернова поднимает тему непонятного бездействия одной из 20 станций, отслеживающих состояние атмосферного воздуха. В свое время эти станции были установлены Аджип ККО в городе и области. Одна из них, именуемая 104-й, расположена в интересном месте – в районе Тухлой балки.
- 104 станция постоянно показывала нам уровни выброса сероводорода именно в этой зоне. Уже третий год эта станция отключена от электропитания Атырауской властью намеренно. Причина отключения – якобы то, что она показывала некорректные данные, так как находилась слишком близко к промышленной зоне, но тем не менее не в границах санитарно-защитной зоны. Я считаю, что её отключили, чтобы мы с вами не имели доступа к данным, которые она показывает и, соответственно, не могли апеллировать этой информацией. Между тем 104 станция показывала в свое время свыше 50 ПДК сероводорода, свои данные она отправляла на сайт Казгидромета, и каждый мог ознакомиться с её показателями. Ни Аджип, ни Казгидромет не имеют отношения к её отключению. Это была и есть прерогатива областного акимата. Я бы хотела, чтобы мы вместе, сообща сделали так, чтобы эта станция вновь функционировала, показывая свои данные, однако областной акимат так и не дал мне внятного ответа на этот счет, – говорит Г. Чернова.
Бескорыстные цели
В числе спикеров на пресс-конференции оказались три известных адвоката – Нурлан ЖОЛБОЛОВ, Айгуль КЕНЖАЛИЕВА и Руслан ЖАКУПОВ.
Факт присутствия юристов на экофоруме немного смутил общественника Таната НУРУМОВА, который решил выяснить, какую цель преследуют именитые адвокаты, берясь за экологические проблемы региона.
Со слов юристов, цели у них такие же, как у всех граждан Атырауской области – чистое небо над головами их семей. А еще изменение тактики в вопросах экологии.
- Митинги, слушания, круглые столы – все это неэффективно, – сказал Н. Жолболов. – Нам нужна комиссия, в которой будут участвовать экологи, юристы, местные граждане и специалисты по вопросам экологии.
Жолболов выступил с речью, в которой привел ответ департамента экологии Атырауской области на свой запрос о количестве выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Атырауской области:
- За 2021 год – 155,08 тыс. тонн при лимите 345,4 тыс. тон. За 2022 год – 110,75 тыс. тонн при лимите 342,3 тыс. тонн. Только за первое полугодие 2023 года фактические выбросы в атмосферу составили 55,307 тыс. тонн. Обращаю ваше внимание, что по официальным данным ни один из недропользователей не нарушил границы лимита эмиссий в окружающую среду. А кто устанавливает эти лимиты? Ответ – министерство экологии Республики Казахстан. Вам не кажется, что они очень завышены, да так, что даже недропользователи не достигают этих отметок.
…А теперь взгляните еще раз на эти цифры – тысячи тонн яда, которые проходят переработку через живые человеческие организмы, через легкие, кровь жителей Атырауской области! Только за 33-летний период казахстанской нефтедобычи и переработки объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, выбросили в наш воздух три миллиона тонн ядовитых загрязняющих веществ. На каждого жителя Атырауской области за эти годы пришлось более четырех тонн особо опасных отравляющих химических веществ. И вы спрашиваете, почему я тут сижу? Да потому что я тоже житель этого города, и мне небезразлично, чем дышу я и моя семья. Получается, что министерство экологии играет против своего народа, игнорируя экологические основы устойчивого развития Казахстана, целью которых служит благосостояние и качество жизни населения при минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду и реализации мер по ее улучшению.
- …А у меня сугубо эгоистичные цели, - ответил на вопрос Нурумова юрист Жакупов. - У меня пятеро детей, и я хочу, чтобы мои дети жили в благоприятной экологической обстановке. Да, до этого момента я не участвовал ни в собраниях, ни в экологических акциях. К своему стыду, я раньше и не задумывался об этом вопросе. Теперь я готов работать над тем, чтобы как-то улучшить ситуацию. Поэтому я здесь и буду помогать.
- Вы мне не ответили на вопрос, - продолжил Нурумов, - какая у вас цель?
- Ааа, я понял, что вы имеете в виду! Вы ищете какую-то меркантильную подоплеку! – парировал адвокат, – так я вам сразу скажу – мы жертвуем своим временем совершенно бескорыстно. Не нужно искать черную кошку в темной комнате: мы открыты, мы работаем. Вы должны радоваться, что в эту сферу приходят люди, которые разбираются в законах, а не искать в их действиях меркантильный умысел!
С тем адвокаты встали с кресел спикеров и покинули зал, не попрощавшись, приведя тем самым в замешательство присутствующих. «Они уходят?», «Они больше не будут заниматься экологией?», «Обиделись?» – зашептались люди.
Чернова попыталась успокоить недоумевающий зал: «Они ушли на слушания, – сказала она, – поскольку у них есть основная работа, идут процессы, и на сегодня как раз было намечено заседание президиума республиканской коллегии адвокатов, где участвует Жолболов».
Уже под занавес высказалась третий адвокат – Айгуль Кенжалиева:
- Наша цель сделать так, чтобы наш регион был признан зоной экологического бедствия. Для этого мы написали письмо президенту. Понимаете, вопрос экологии нужно исследовать в комплексе, а для этого необходимо привлечение серьёзных ведомств и специалистов. С своей стороны мы приложим все усилия, чтобы тема экологии Атырауской области была подкреплена с юридической стороны.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото автора