Атырау, 6 мая 18:25
 ясноВ Атырау +9
$ 441.66
€ 475.14
₽ 4.86

Цена жизни: истории героев Афганской войны

Фото
5 732 просмотра


15 февраля исполняется 35 лет со дня вывода Cоветских войск из Афганистана. Корреспондент "АЖ" поговорила с группой ветеранов, побывавших в горячих точках Афганистана.


Без права на помилование

В 1979 году уроженец села Орлик Айтжан ДАУЛЕТИЯРОВ был призван в армию, тогда он работал в сельской комсомольско-молодежной бригаде «Жас Канат». Первые месяцы его армейской жизни прошли в городе Шубарколе Челябинской области в России в составе мотострелкового полка. Там Айтжан прошел военную подготовку наводчика боевой машины пехоты БМП и через полгода был переведён в город Термез (Узбекистан).

Айтжан ДАУЛЕТИЯРОВ


- Мы знали, что в Афганистане идет война, но руководство упорно умалчивало это факт, игнорируя слухи, которые передавались из уст в уста молодыми бойцами. Все случилось внезапно: однажды ночью прозвучала военная тревога, затем несколько часов пути, и вот мы в Кабуле - столице Афганистана, - рассказывает А. Даулетияров.

...Командиром батальона в Афганистане был знаменитый Руслан АУШЕВ, который позже получил звание Героя Советского Союза, дослужился до звания генерал-лейтенанта и стал первым президентом Ингушетии. Он был строгим, но душевным человеком, главной своей задачей он считал благополучие солдат. Наш командир лично отбирал стрелков БМП. На военных учениях мои выстрелы чётко попали в цель, так я и попал в наводчики на машину БМП-2, которая славилась своей маневренностью в условиях скалистой местности.

Во время войны опасность нас поджидала за каждым углом. Помню, нас было 11 солдат, мы отправились в кишлаки, целью нашего задания были осмотр и конфискация оружия у жителей. И вдруг я заметил, что нас стало меньше – одного солдата не было. Убил его старик-афганец, хозяин кишлака, в который мы заходили. Смерть одного из наших всегда являлась большим горестным событием, ведь он был еще мальчишкой, 20 лет не исполнилось. ...Бывало, что таких убийц разгневанные бойцы казнили тут же без передачи руководству в военном порядке. Одним словом, война.


22 тысячи солдат из Казахстана участвовали в десятилетней войне (1979-1089 гг.) в Афганистане, 761 человек погиб, 21 пропал без вести.


«Умирая, он звал маму»

Уроженец села Жарсуат Жалгасбай КАРАБАЛИН ушел на военную службу в то время, когда война в Афганистане уже началась. После шести месяцев артиллерийской подготовки в Санкт-Петербурге молодые бойцы перенаправились из Казахстана через Узбекистан и Туркменистан в город Кандагар в Афганистане. В боевую точку Жалгасбай попал вместе со своим односельчанином, ныне покойным Кайыркулом БИТАНОВЫМ.

Жалгасбай КАРАБАЛИН


- Тогда под Кандагаром только формировалась военная база, казарм не было, мы рыли земляные хижины и отныне они стали нашими домами на долгие месяцы. Тяжелое время было: связь нарушена, еду давали только раз в день - в полдень, но больше всего мучила жажда, так как воду тоже выдавали в ограниченном количестве.

...Родители, не получавшие долго время писем от сыновей, забили тревогу и отправились в военный комиссариат Гурьева. Там им объяснили, что корреспонденция с деревней, где мы находились, прервана. Мы знали, что родители переживают, и нашли выход из ситуации: где-то нашли ручку, написали, что живы, на этикетке от консервов и отправили эту записку с проходящим караваном. Только спустя три месяца наше положение стало улучшаться, нам прислали палатки, еду и воду, -  вспоминает Ж. Карабалин.

...Однажды пришло сообщение, что враги скрываются в горах. Наши солдаты шли с афганскими проводниками, как внезапно с гор обрушился шквал выстрелов. Первыми погибли проводники, несколько солдат были ранены. Враги, знающие как свои пять пальцев родные горы, так же быстро исчезли, как и появились.

- В другом таком обстреле на моих глазах был убит выстрелом в грудь мой сослуживец, туркменский парень, - говорит Жалгасбай. - Позже пришла помощь, было убито 15 человек из отряда врагов.

Я уже достиг пенсионного возраста, но с тех пор, когда закрываю глаза, слышу его голос. Умирая, он звал маму.


Встреча на чужбине

Уроженец села Есбол Сайлау МУКСИЕВ служил водителем бензовоза и нес военную службу в окрестностях Кундыза, Пули-Хумры и Махар-Шарипа в Афганистане. Он рассказал, что машины передвигаются по караванным дорогам только под защитой военной техники.

Сайлау МУКСИЕВ


Мы остановились, БТР надо было дозаправить. Смерть ли гнала, но водитель БТРа оказался далеко впереди, моя машина отстала. Вдруг стрельба, бронетранспортер взорван. Я уж думал, что погиб тот водитель, но вдруг слышу его голос по рации. Выжил, значит. Благо, на помощь пришла военная техника и мы оттуда выбрались живыми.

...Афганцам нужны были еда и одежда. Женщины ходили в парандже, их дети были голодные, голые, их было очень жалко. Я замечал, как некоторые из жителей отказывались от еды, которую мы им предлагали. Гордый народ. Однажды я видел казаха, живущего на чужбине, он был с бородой и чалмой на голове, и у него был осёл. Мы разговорились. Он сказал, что живет здесь и ухаживает за домашним скотом. Говорил, что хочет жениться. Мы разговаривали на казахском. Позже я узнал, что в Афганистане проживает много казахских семей, - говорит С. Муксиев. – Когда мы ехали в Афган, нам никто не говорил, что мы там будем воевать. Однако это был наш воинский долг и мы его выполняли. Я остался жив, вернулся на родину, работал водителем в различных учреждениях, в этом году я стал пенсионером. Спустя годы я не забыл весь пережитый ужас, помню всех тех, кто погиб этой войне.


«Люди выживали как могли»

Житель села Индербор Жангерей НУРГУАТОВ родился 28 сентября 1966 года. В 1983 году после окончания средней школы имени Ш. Валиханова поступил в геологоразведочный техникум в Миассе Челябинской области России. После первого курса служил в Ушарале Жетысуского района, недалеко от границы с Китаем. Позже Жангерей также продолжил службу в небольшом гарнизоне Тергиран недалеко от города Пайзабад в Афганистане. В задачу его гарнизона входило контролирование дорог и караванных путей.

Жангерей НУРГУАТОВ


- Однажды среди ночи на военный гарнизон напали враги. Мы открыли огонь с тыла врага из БМП и БТР. Тогда враг отступил.

...Мы часто ездили в села. Производились аресты, почему-то запомнился мне один парень-пуштун, которого мы тоже арестовали, - рассказывает Ж. Нургуатов. - Видел много сел во время своей службы, там были такие, где жили только таджики. Условия жизни в деревнях Афганистана были ужасны: каменные дома, в которых стоит невыносимый запах. Очаг в центре этой комнаты-дома. Минимум уюта, нет даже коврика, который можно было бы постелить на голую землю. У них были овцы, козы и ослы – ведь в горной местности они самые неприхотливые. Люди выживали как могли: выращивали опиум на продажу и на эти деньги существовали. Их было жалко, ведь это было действительно существование, а не жизнь.

Жангерей продолжил учебу после возвращения, в данный момент он трудится машинистом в учреждении «Индерсу».



Справка "АЖ": в Афганской войне приняли участие 54 воина Индерского района. 19-летний Абат ДАЛАБАЕВ, уроженец села Бодене, погиб на поле боя и был награждён орденом Красной Звезды посмертно. Ещё десять бойцов  погибли из-за полученных на войне ран, 16 проживают в других городах, 28 ветеранов проживают в районе.



Никто не забыт, ничто не забыто?

Уроженец села Индербор Айбар НУГМАНОВ тоже поступил в геологоразведочный техникум в Миассе Челябинской области, а после окончания первого курса был призван в армию. Прошёл военную подготовку в Ушарале (Казахстан), а затем в Канске Красноярского края России, куда был направлен для изготовления различного огнестрельного оружия для вертолётов «Ми-8», «Ми-24». Айбар специализировался на стрельбе из всех видов огнестрельного оружия - от пистолетов до гранатомётов.

Айбар НУГМАНОВ


- В Афганистане бушевала война. Моей задачей было контролировать безопасность автокаравана сверху. Перед выездом каравана вертолёт должен был осмотреть его путь и близрасположенные горы. Во время очередной такой операции из бункера, расположенного внизу, раздались выстрелы. Наш командир принял решение взять с собой 18 солдат и отправился уничтожать врага. Темнело. Мы практически стреляли вслепую. В какой-то момент сзади раздались выстрелы, и мы подумали: «окружены!». Позже мы узнали, что это были афганцы царандоя (Защитники Революции — войска министерства внутренних дел ДР Афганистан, существовавшего в период с 1978 по 1992 гг. – Авт.), пришедшие нам на помощь. Так мы пережили ещё одну операцию, — рассказывает А. Нугманов.

Айбар вспоминает дикую жару Афганистана. Вспомнил, как ранили и убивали его друзей. Как воины, получившие пулю, сами спускались к подножию гор со всем своим багажом и, истекая кровью, ждали его вертолёт. Вспомнил, как ему приходилось пересекать перевалы в неположенном месте, чтобы спасти раненых. «Кто был в Афгане, ничего уже не боится», - говорит Айбар.

Вспоминая все эти истории, они задаются вопросами – неужели все то, что они тогда пережили – забыто?

У них есть вполне обоснованные требования: приравнять их к ветеранам Великой Отечественной войны со всеми вытекающими из этого статуса льготами в различных социальных сферах.

А ещё ветераны хотели бы, чтобы в центре района был установлен памятник, посвящённый афганцам, чтобы детям прививалось военно-патриотическое воспитание - они с радостью готовы поделиться своим ценным опытом с молодёжью. «Ведь мы есть, мы живы и мы как никто знаем, как важно, чтобы на нашей родной земле сохранялся мир, мы как никто знаем, какова цена жизни, - говорят они».

Ляззат КАРАЖАНОВА

Фото автора

15 февраля, 14:07

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz