Атырау, 29 декабря 02:03
 будет пасмурноВ Атырау -2
$ 521.81
€ 543.67
₽ 5.05

Жанаозен: Что было в декабре?

6 899 просмотров

На открытом судебном процессе в Актау находится атырауский правозащитник Макс БОКАЕВ – в качестве наблюдателя от международного комитета «Жанаозен-2011». Вот что он рассказал «АЖ».

Фото с сайта www.lada.kzМОНИТОРА МАЛО

Я здесь с самого начала процесса, который проходит в здании Центра молодежи «Жастар». В первый день возле здания собралось человек 400-500 – родственники, друзья подсудимых, журналисты, общественники.

Меры безопасности – беспрецедентные. Огромное количество полиции и «людей в штатском». На входе установлена рама металлоискателя, везде камеры наблюдения.

В первый день в 10 утра родственников и друзей посадили в отдельном зале, где они могли бы наблюдать за заседанием по большому монитору. Но они почти сразу, преодолев сопротивление судебных приставов, прорвались в основной зал.

ПРОВОКАТОРЫ НЕ НУЖНЫ

Вообще, зал, который вмещает 200 человек, никогда не пустует. Вахтовики сменяют друг друга, много людей пенсионного возраста. Народ очень сознательный. Особенно когда молодые ребята начинали чрезмерно проявлять эмоции, пожилые люди говорили: «Балалар, кыскартындар! Сидите спокойно или уходите». 70-летний ага прямо одному сказал, мол, кто ты такой, мы тебя не знаем – может ты провокатор, специально шумишь, чтобы процесс закрытым сделали?

Некоторые полицейские из тех, что были на площади в Жанаозене, требуют возмещения морального ущерба. Когда у них стали спрашивать, что они подразумевают под «моральным ущербом», один из них стал говорить, что у него шок был, мол, 12 лет работаю – ни разу такого не видел, впал в депрессию.

ПОЛИТИКА ВРЕМЕНЩИКОВ

Когда подсудимые рассказывают о том, как над ними издевались в полиции, зал затихает. Судя по выражениям лиц судьи и прокуроров, их это тоже шокирует. Впрочем, о пытках и издевательствах жанаозенцы знали задолго до начала суда. Многие прошли через это сами.

Жанаозен – очень сложный город, с огромным числом коммунальных проблем. Много безработной молодёжи. Миграционные процессы пущены на самотек. Город в своё время закладывался лишь на 70-80 тысяч, сейчас там живёт 120 тысяч человек. На этом фоне действия бывших руководителей госорганов, градообразующих предприятий больше похожи на деятельность временщиков.

Добавлю, что неделю назад судья НАГАШЫБАЕВ зачитал постановление о направлении в прокуратуру материалов о пытках, избиениях подсудимых, предписав дать ответ в течение 10 дней.

ЗАЯВЛЕНИЕ ВСЕМ ОРГАНАМ

Ещё один момент, который был озвучен на суде. Оказывается, уже 14-15-го декабря город был полон слухов, что 16-го на площади будут какие-то провокации против нефтяников. И 15-го числа группа бастовавших нефтяников написала заявление в прокуратуру и акимат, что вот, ходят такого рода слухи. Это заявление они отдали и в полицию – один из полицейских, который проходит по этому делу в качестве потерпевшего, подтвердил, что получал такое заявление, и что факсом отправил вышестоящему начальству.

Один из потерпевших полицейских рассказал, что 14 декабря они прибыли в Жанаозен из Актау в количестве 107 человек – со щитами, касками, бронежилетами и дубинками на праздничные дни. В тот же день прибыли 15 полицейских из посёлка Шетпе. Адвокаты спросили у них: «Вы каждый год так приезжаете? Были вы в Жанаозене, к примеру, 16 декабря 2010 года?». Некоторые ответили, что да, но спецснаряжение раньше не брали.

ЮРТЫ С ПЕЧАТЬЮ

В это время в связи со слухами владельцы юрт, всего их 22 человека, забеспокоились, потому что в связи с Днём независимости к ним обращались из разных организаций и учреждений с просьбой поставить юрты на алане (площади). Тогда их собрал у себя теперь уже бывший аким городаСАРБОПЕЕВ, постарался успокоить и выдал каждому владельцу гарантийное письмо, в котором сказано, что в случае порчи имущества ущерб будет компенсирован акиматом. Поставил подпись и печать. Хотя никогда прежде на алане юрты не возводились.

Также владельцы юрт рассказали, что 15-го декабря, когда они приехали на площадь, чтобы установить юрты, там уже стояли нефтяники. Бастующие сказали им: «Мы семь месяцев здесь стоим, нас не слушают. Мы вас просим, пожалуйста, не ставьте здесь юрты». Несколько владельцев юрт признались, что хотели уехать, но полиция их не выпустила.

«ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК ВСЁ РАССКАЖЕТ»

19 апреля в первой половине дня были опрошены все 8 подсудимых, находящихся под подпиской о невыезде. Вот о чём рассказал один из них, 20-летний сотрудник частной охранной фирмы Мэлс САРЫБАЕВ.

16 декабря его вызвали на усиление охраны гостиницы «Ару Ана». Он с коллегами пытался организовать охрану отеля, но погромщиков было очень много, и охранникам пришлось оставить здание. После этого он ещё два-три дня выезжал на охрану других объектов.

20 декабря его забрали из дома полицейские, сказав, что повезут в прокуратуру, но отвезли в ГОВД. Там неизвестный сотрудник обвинил его в разграблении банкомата, а когда Сарыбаев стал это отрицать, стал булавкой протыкать ему пальцы. Затем его сильно избили (µлтіріп сабады). Потом тот, кто тыкал булавкой, отвёл Сарыбаева к следователю Серику АМАНОВУ, сказав при этом: «Он хороший мальчик, сейчас всё расскажет». Но Сарыбаев не стал брать на себя чужую вину.

– Санкцию на арест дал судья ДОСМАГАМБЕТОВ, я его, плача, умолял не арестовывать. После повезли в ИВС, опять избивали, особенно зверствовал сотрудник по имени Руслан,– говорил Сарыбаев на суде, едва сдерживая слёзы. – Душили, надев на голову пакет, я терял сознание. Однажды очнувшись, обнаружил, что обмочился, в таком виде начальник ИВС заставил меня мыть полы в помещениях изолятора. Дома у меня произвели обыск, перевернули всё вверх дном, изъяли 10 000 тенге. Зарплата у меня 27 000 тенге, отец 84-летний старик, мать – пенсионерка.

С места высказался подсудимый АСПЕНТАЕВ, подтвердивший, что однажды его допрашивали с вечера до 4 часов утра, и он видел, как по коридору вели Сарыбаева (фамилию его узнал лишь на суде), слышал, что кто-то плакал, и что кого-то избивали. В эту же ночь им устроили очную ставку, и Аспентаев видел заплаканные глаза Сарыбаева.

После того как Сарыбаев получил адвоката, он намеревался написать заявления на всех избивавших его, но адвокат БИСЕКЕШЕВ сказал, что на Абдрасула УТЕШЕВА показывать бесполезно, потому что он высокий чин в ГОВД.

Суд продолжается, когда и чем он закончится – неизвестно.

Записала Сауле ТАСБУЛАТОВА

20 апреля 2012, 16:02

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.