Атырау, 27 ноября 22:32
 будет пасмурноВ Атырау +1
$ 498.55
€ 524.28
₽ 4.75

Вспомнить все

9 246 просмотров

Как 70 лет назад Жилгородок сделали оазисом

Как только на деревьях набухают почки, начинается ежегодный ажиотаж на тему озеленения. А по осени мы традиционно накидываемся на неудачливых зеленщиков, которые вяло отбрыкиваются: мол, климат, соль, грунтовые воды… Бла-бла-бла. А что, собственно, выдумывать? На наших глазах всё ещё зелёный Жилгородок. Эти деревья уже кто-то сажал, и весьма успешно.

Жилгородок. Начало 80-х. Попалась мне недавно книга Софьи ВИНОГРАДСКОЙ «Белый город», изданная в 1995 году. В ней описано, как в середине 40-х годов приезжие москвичи и ленинградцы строили Жилгородок и как они его озеленяли, причём одновременно со строительством.

НАСТУПЛЕНИЕ НА МЁРТВЫЕ ТОЧКИ

Озеленением занялась опытный садовод Елена СЕРОВА. Она столкнулась с теми же проблемами, что и сейчас: солончаки и необычайно высокое стояние солёных подпочвенных вод.

«Вода выпирает на поверхность, почва отказывается принять новую воду и возвращает её обратно уже отравленной, губящей всё на поверхности – всё это приехавшие в Гурьев эксперты Казахской Академии наук назвали «вторичным засолением». Вердикт неутешителен – Гурьев не пригоден для растительности, это не только пустыня, но и соляное болото», – пишет Софья Виноградская в своей книге.

Но не зря у Серовой к тому времени уже было уважительное прозвище «садовод пустыни». В данном случае её метод можно было бы назвать «наступаем от реки». Дело в том, что на берегу Урала худо-бедно можно было посадить деревья, но в центре Жилгородка степень засоления почвы была очень высокой. Эти точки так и назвали – «мёртвые». На засоленной территории Серова вырыла траншеи: верхний слой выбрасывался в одну сторону, нижний – в другую. Дно укрывала верхним слоем, затем добавляла удобрения, опреснённый песок с берега Урала, а нижний солончаковый слой увозился прочь.

Для каждого дерева на полуострове нашли то единственное место, на котором оно может вырасти. Тополь высадили у самого берега. С каждой улицей менялась степень засоления почвы – и Серова меняла породу деревьев. Что сажали? В основном т.н. пустынные породы: лох, джиду, тамарикс, гребенщик, чингил, джузгун, карагач, шелковицу, акацию, туркестанский вяз, аморфу. Все эти деревья и кустарники засухоустойчивы и солевыносливы, они потерпят в случае чего до дождя. В местах залегания грунтовых вод сажали тополь. Думаю, метасеквойя бы тоже подошла с её жаждой влаги.

ЛОХ, ГОВОРИТЕ?..

Жилгородок. Наши дни. Кустарник «лох узколистный», который достигает в высоту 4-5 метров, но не пускает глубоко свои корни и таким образом не касается губительных подпочвенных вод, посадили в самых «мёртвых» точках.

Для каждого дерева ямы рыли различной глубины. Кусты и деревья росли в такой тесноте, что казались дикими зарослями. Таким образом, по мнению Серовой, растения друг другу помогали. А затем, когда им становилось совсем тесно, их рассаживали по отдельности.

Через неделю после высадки саженцы обрезали, оставляя лишь 10-15 сантиметров, это называлось «посадкой на пень». Такое дерево быстрее росло, уже на следующий год достигало высоты в полтора метра. Приём, к слову, широко известный в лесоводстве. И полив, полив, полив! Поливали тогда водой из Урала.

ОКОПЫ ДЛЯ ПОЛИВА

Та же Серова посадила сад и в Доссоре. Там вообще ситуация была «туши свет», потому что почва такая же мёртвая, да ещё и поливать нечем. Тогда стали сооружать погреба-снежники, которые представляли собой земляной резервуар, набитый уплотнённым снегом. К лету снег таял, эту воду затем выкачивали и поливали деревья. Чтобы сохранить влагу, после полива каждую ямку с саженцем засыпали песком.

Вот, собственно, и всё. Результат, как говорится, налицо.

Анастасия ПАСТУХОВА

19 апреля 2012, 18:31

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.