Ремонтно-восстановительные работы на отрезке автодороги по ул. З. Кабдолова в районе подъездного железнодорожного пути №1 вызвали немалый ажиотаж среди горожан. У населения резонно возник вопрос, не приведет ли это к пробкам на этом участке дороги? Иные возмутились, какова экологическая составляющая того, что по путям будут перевозиться нефтепродукты. Эти и другие вопросы редакция газеты «Ак Жайык» задала генеральному директору ТОО АНПЗ Галымжану ЖУСАНБАЕВУ.
- Как известно, участок путей на ул. Кабдолова был демонтирован в 2019 году. Отчасти это произошло по причине заторов на дороге. Как, по-вашему, не произойдет ли это вновь?
- Да, действительно заторы возникали на дороге, но исключительно в часы пик. Однако восстановленный отрезок железнодорожного пути не станет причиной новых заторов, так как эксплуатировать его будут в нерабочее и ночное время.
- За заводом существует станция как альтернатива этому участку. Расскажите, что это за станция и в чем ее функция?
- В 2017 году на северо-западной стороне ТОО «АНПЗ» была запущена железнодорожная станция «Промышленная», которая находится на обслуживании компании-монополиста ТОО «РТИ-АНПЗ». Основные цели строительства этой станции заключались в эффективном развитии транспортной инфраструктуры, обеспечивающей максимальную загрузку ТОО АНПЗ и своевременный вывоз нефтепродуктов, а также в разгрузке станции "Акжайык".
В данный момент ТОО «РТИ-АНПЗ» занимается организацией подъездного пути к заводу и обеспечением вагонов-цистерн под налив нефтепродуктов, производящихся на ТОО АНПЗ. 30% доли ТОО «РТИ-АНПЗ» принадлежит Атыраускому НПЗ, остальные 70% – ТОО Petroleum. К сведению, станция "Акжайык" находится в ведении КТЖ, является стратегическим объектом с 100% государственным участием и играет важную роль в решении задачи создания рабочих мест.
- Есть мнение, что эти пути были демонтированы еще и по экологической причине. Согласно ему, демонтаж был произведен также для исключения рисков разлива или утечки опасных ядов, которые перевозятся в составах. Правда ли это?
- Нужно отметить, что вагоны-цистерны проходят техническую проверку, в том числе на экологическую составляющую - специализированными организациями. Ёмкости полностью герметичны, соответственно риски разлива и утечки нефтепродуктов практически исключены. В настоящее время на станции "Акжайык" промывочно-пропарочные работы не осуществляются. Выбор промывочно-пропарочных станций остается за поставщиками вагонов-цистерн. На станцию "Акжайык" ёмкости для перевозки нефтепродуктов будут подаваться пропаренными, чистыми.
Помимо ваших вопросов, хотелось бы сказать, что восстановление отрезка железнодорожного пути необходимо. Во-первых, в целях демонополизации ТОО «РТИ-АНПЗ». В своей предвыборной программе «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» от 2022 года президент Касым Жомарт ТОКАЕВ отметил, что демонополизация экономики, сокращение участия государства в бизнесе и снижение бюрократии в предпринимательстве стали основными направлениями в экономическом секторе развития страны. В настоящее время продолжается работа по демонополизации ключевых отраслей, которая направлена на построение подлинно свободной рыночной экономики.
ТОО АНПЗ поддерживает политику президента, нацеленную на установление честных и четких правил в экономике. В свою очередь возобновление работы станции "Акжайык" позволит снять имеющиеся барьеры, препятствующие созданию конкурентной среды на товарном рынке.
Во-вторых, для использования в качестве альтернативного маршрута беспрерывной транспортировки нефтепродуктов при возможном возникновении форс-мажорных ситуаций на заводе или неполадках на основном ж.-д. пути, который проходит через «теплый канал». К примеру, в случае неполадок на ж.-д. мосту возможен риск попадания агрессивной среды в водоем при передвижении загруженных вагонов-цистерн через «теплый канал».
Как вам известно, ТОО АНПЗ является стратегическим объектом, относящимся к категории по гражданской обороне. И в соответствии с законом РК «О мобилизационной подготовке и мобилизации» и согласно выписке из республиканского мобилизационного плана производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, в целях предупреждения и предотвращения срыва поставки государственного мобилизационного заказа путем уничтожения или выведения из рабочего состояния железнодорожной ветки в военное и в мирное время ТОО АНПЗ необходимо ввести в рабочее состояние вторую, дополнительную (аварийную) железнодорожную ветвь. Соответственно, отрезок ж.-д. пути на станцию "Акжайык" был восстановлен согласно вышеупомянутым требованиям закона.
Также хотелось бы сказать, что ремонтно-восстановительные работы на отрезке железнодорожного пути по ул. Кабдолова проведены и закончены в оговоренный срок. В настоящий момент препятствий для передвижения автотранспорта, как вы можете наблюдать, не имеется.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА