В редакцию обратились местные инвалиды и попросили напомнить о себе депутату Мажилиса Айгуль СОЛОВЬЁВОЙ. В январе во время предвыборной кампании Соловьёва пригласила их в областной филиал «Нур Отана», выслушала, обещала решить их проблемы.
Мы связались с депутатом по телефону.
– Я попросила инвалидов озвучить все проблемы, чтобы понять, что я могу забрать себе, а что можно решить на местном уровне. Для этого я пригласила представителей управления соцзащиты, департамента здравоохранения и горсобеса, – сказала А. Соловьёва. – Многие вопросы можно было решить на местном уровне. К примеру, выяснилось, что нашим инвалидам выделяется меньше средств на санаторное лечение, чем в других регионах. Представитель управления соцзащиты сказала, что разберётся с этим вопросом. Себе я записала вопрос о нехватке памперсов – это общереспубликанская проблема.
– На выборах в Мажилис выдвигались кандидатуры от организаций инвалидов, но никто не прошёл. Почему? Что нужно сделать, чтобы они прошли?
– Да, в этот раз по Алматы были выдвинуты два кандидата, но оба не прошли. По-моему, в декларациях что-то неверно было указано. На мой взгляд, в партиях должна быть выделена квота для инвалидов. Но и сами они не должны останавливаться, а с учётом ошибок двигаться дальше.
К слову, остаётся удивляться, как инвалиды сумели попасть в местный филиал «Нур Отана» – у входа в здание пандусов нет.
ИНВАЛИДНЫЕ КОЛЯСКИ: С ТЕНДЕРА НА СВАЛКУ?
Несколько лет назад инвалиды Павлодара, недовольные качеством закупленных кресел-колясок, вернули их в управление соцзащиты. Местных инвалидов вынуждают сделать то же самое, потому что те коляски, которые закупаются за счёт бюджета, они считают издевательством. Вот что говорит Михаил КУЗНЕЦОВ, его супруга– инвалид I группы:
– Четыре года назад нам дали инвалидную коляску, мы так обрадовались. А когда посадил в неё жену – коляска на глазах развалилась. Спрашиваем в собесе, почему качество такое плохое? Нам отвечают: экономим бюджетные деньги. Нашли на чём экономить. Мы за свой счёт купили российскую коляску за 50 тысяч тенге. И потом одному инвалиду положено иметь две коляски: домашнюю и уличную. А нам говорят: выбирайте – или уличная на 4 года, или домашняя на 7 лет.
Мы обратились к заместителю начальника областного управления координации занятости и соцпрограмм Конилкосу ОРЫСБАЕВУ. По его словам, средства на приобретение инвалидных кресел-колясок ежегодно выделяются из областного бюджета. В 2010году на приобретение 131 инвалидного кресла было предусмотрено 5 450 000 тенге.Тогда были закуплены коляски российского производства. В прошлом году было приобретено 136 колясок на 6 227 600 тенге. Тендер выиграли несколько компаний-поставщиков. Все коляски – китайские. В этом году на приобретение 176 колясок предусмотрено 10 млн тенге, тендер будет объявлен на следующей неделе.
Если учесть, что инвалиды жалуются в основном на китайские коляски, аргумент с выгодным ценовым предложением остаётся непонятным – ведь российские коляски вроде бы обходятся дешевле. Но главное, никто не освобождал поставщика от ответственности за некачественный товар.
В свою очередь, Соловьева поделилась, что наверху отрабатывается вопрос о выдаче инвалидам ваучеров вместо колясок:
– По госзакупкам обычно приобретаются коляски одного стандарта. Если не закупать коляски, а вместо этого выдавать инвалидам ваучеры, то они сами смогут купить именно то, что им нужно. Правда, местные исполнительные органы власти против: говорят, что благодаря оптовым закупкам коляски обходятся дешевле.
ГОРСОБЕС НЕ ОТВЕЧАЕТ
Пенсии по инвалидности, по словам Михаила, даже на памперсы не хватает.В семье он единственный кормилец. Чтобы жена не оставалась без присмотра, вынужден нанимать ей сиделку.
– С нового года нам должны были выплачивать т. н. услуги индивидуального помощника. В районах давно эти деньги получают. В городе – нет. Звоним в горсобес – начинают «футболить» по разным телефонам, в итоге натыкаешься на грубость.
Некоторые капризы горсобеса нам пришлось испытать на себе. К примеру, на фоне открытости управления координации занятости и соцпрограмм, где мы успели выяснить кучу вопросов, настораживала засекреченность городского – в течение недели мы пытались выяснить проблему с оплатой «услуг индивидуального помощника». Но безуспешно. Направили официальный запрос. В понедельник во второй половине дня заместитель начальника Айгуль КОКТЕНОВА обещала в течение часа выслать ответ. Не дождались. Так что просим данную публикацию считать повторным запросом.
ГДЕ БЕСПЛАТНЫЕ МЕДИКАМЕНТЫ?
По словам М. Кузнецова бесплатные медикаменты им никто не выдает:
– Мы всё покупаем. К примеру, моей жене нужно 4 раза в год прокапываться. Одна такая процедура обходится в 30 тысяч тенге. Никто нам этих денег не возмещает. Физраствор, шприцы, всё покупаем сами.
И ещё, раз в год инвалиду полагается санаторно-курортное лечение. Мы в течение 5 лет ни разу никуда не ездили, на руках одни отписки: «Ждите». А в соседнем Актобе специально для инвалидов выделен один вагон, каждый год их на месяц отправляют на украинский курорт Саки за счёт бюджета. Обидно всё это. Нефтяная столица, а денег нет.
По данным управления координации занятости и соцпрограмм, в прошлом году на область было выделено около 400 путёвок, их распределяют среди тех инвалидов, кому по ИПР (индивидуальная программа реабилитации) положено санаторное лечение. Учитывая, что в области около 14 тысяч инвалидов различных категорий, путёвки достаются далеко не всем. В этом году их больше – 864, тендер уже объявлен, результаты будут известны в начале мая. По словам К. Орысбаева, распределение идёт либо в местный санаторий, либо уральский. Остальное – дорого.
Вопрос о бесплатных медикаментах прокомментировала начальник лекарственного отдела областного управления здравоохранения Алмагуль ДАВЛЕТОВА:
– В каждой поликлинике должен висеть перечень положенных бесплатных лекарств. Все эти вопросы можно решить на уровне поликлиник, через главного врача. Но я возьму это себе на заметку.
Сауле ТАСБУЛАТОВА