Посол Украины в Евросоюзе Всеволод Ченцов предсказывает, что на внеочередном саммите ЕС 1 февраля Венгрия снова может заблокировать план экономической помощи Украине на 50 млрд евро, но ЕС может обойти ее вето тремя способами, сообщает BBC.
Как объяснил посол Ченцов в интервью «Форбс-Украина», первый из трех способов, которые не требуют единогласного одобрения всех стран ЕС, заключается в том, чтобы создать фонд помощи Украине — отдельный, но в рамках бюджета ЕС.
Второй способ — это внебюджетный фонд, куда страны ЕС будут делать взносы. Третий: Еврокомиссия может брать кредиты на помощь Украине под собственные гарантии.
Первый вариант, по словам посла, самый дешевый и удобный, и ему в дискуссиях внутри ЕС отдается предпочтение.
«Венгрии известно про другие варианты. Никакая страна не может постоянно играться в вето. У Венгрии и у других стран-членов есть национальные интересы. Они вынуждены работать с другими государствами, чтобы оставаться нормальной страной, которая может не только блокировать, но и конструктивно работать в ЕС», — сказал посол Украины в Евросоюзе.
Европейская комиссия предлагает выделить на экономическую помощь Украине 50 млрд на ближайшие четыре года, включив эти деньги в семилетний бюджетный план ЕС. Он как раз будет действовать еще четыре года.
Виктор Орбан, давно враждующий и с Украиной, и с Брюсселем, в середине декабря на саммите Евросоюза заблокировал этот план.
Теперь ЕС собирается 1 февраля провести внеочередной саммит и попытаться на нем все же утвердить план помощи Украине, уговорив Венгрию.
Орбан на этой неделе предложил нечто похожее на второй вариант из перечисленных послом Ченцовым.
«Венгрия готова согласиться на то, чтобы мы рассчитали нагрузку на каждую страну на основе валового национального дохода. Тогда мы вместе с парламентом Венгрии обеспечим сумму, причитающуюся с Венгрии, из бюджета Венгрии, — сказал венгерский премьер на пресс-конференции в Будапеште. — Таково предложение Венгрии. Если Брюссель его примет, тогда помощь Украине будет, вне бюджета. Если нет — тогда увы, у меня не будет выбора, кроме как остановить этот процесс».