Атырау, 2 октября 07:25
 ясноВ Атырау +25
$ 480.11
€ 532.25
₽ 5.14

Монопольное состояние рынка вагонов-зерновозов - причина злоупотреблений и результат приватизации КТЖ

2 129 просмотров

Агентством по защите и развитию конкуренции РК проведены анализы на рынках транспортно-экспедиторских услуг и услуг оператора вагонами-зерновозами за период 2022 год и январь – май 2023 года соответственно.

По результатам анализа рынков установлены их высокая концентрация и доминирующее положение АО «Астык Транс» на рынке транспортно-экспедиторских услуг оператора вагонами-зерновозами с долей в 2022 году - 53,0%, в 2023 году - 89,5%. На сегодняшний день, общий парк вагонов – зерновозов данного акционерного общества составляет 10,5 тыс. единиц, из которых половина или 5,1 тыс. принадлежит одной компании.

Отметим, что АО «Астык Транс» создано как совместное предприятие АО «Казтемиртранс» (дочерняя организация АО «КТЖ») и АО «Русагротранс» с передачей вагонного парка КТЖ в количестве 3 тыс. единиц. В 2016 году 50% акций АО «Астык Транс», принадлежавших АО «Казтемиртранс», приватизированы.

В ходе анализа в действиях данного акционерного общества выявлены факты навязывания транспортно-экспедиторских услуг, необоснованного отказа от заключения договоров, создания дискриминационных условий. Антимонопольное уведомление о прекращении указанных признаков нарушения было исполнено добровольно.

Также выявлены барьеры, препятствующие развитию конкуренции. Это отсутствие повышенная нагрузка на железнодорожно-транспортную инфраструктуру; нехватка маневровых и магистральных локомотивов, сниженная пропускная способность.

В целом, по мнению антимонопольного органа, монопольное состояние рынка грузовых железнодорожных перевозок и отсутствие доступа к нему частных перевозчиков снижает инвестиционную привлекательность не только основного рынка грузовых ж/д перевозок, но и смежных с ним товарных рынков (оперирование вагонами, экспедиторские услуги и пр.), обновление и расширение вагонного парка и локомотивов, что отражается на качестве и стоимости услуг.

По выявленным барьерам агентством совместно с министерством транспорта будет принята Дорожная карта по развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках и направлены государственным органам рекомендации для проведения дальнейшей работы. В части процесса приватизации также будут даны рекомендации по дроблению реализуемых активов с целью недопущения создания частных монополий.

С анализом более подробно можно ознакомиться здесь.

15 января, 13:31

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.