Вашингтон пока не принимал окончательных решений о возможной конфискации замороженных на Западе активов России, сообщил на онлайн-брифинге для журналистов помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен, комментируя вопрос о дальнейшей судьбе российских авуаров, замороженных на Западе после полномасштабного вторжения в Украину, пишет The Insider.
Брифинг чиновник провел на фоне публикации информационного агентства Bloomberg от 10 января, в которой, как писал The Insider, отмечалось, что американская администрация поддержала прием Конгрессом США законопроекта об изъятии замороженных активов России.
«Мы будем над этим работать с нашими партнерами (по G7) и, разумеется, с Украиной, определяя путь вперед», - сказал О'Брайен. Он добавил, что на последней встрече G7 лидеры отметили, что Россия должна заплатить за нанесенный на Украине ущерб, который Всемирный банк уже оценил более чем в $400 млрд.
В разговоре с The Insider политик Владимир Милов высказал мнение, что если страны Запада солидарно выступят по конфискации активов, то риски для западных валют надуманные. Впрочем, он отметил, что эффективность от такого изъятия будет гораздо меньше, чем необходимо для восстановления Украины:
«Тема про конфискацию российских активов муссируется очень давно. Есть лагерь противников таких мер, который пугает юридическими последствиями и рисками, но в последнее время в политическом руководстве стран Запада все больше склоняются к тому, чтобы конфисковать эти активы. Больших рисков я там не вижу. Пугают в основном тем, что такие действия против активов других центробанков снизят привлекательность западных валют. Но, пардон, альтернатив западным валютам нет. Более 90% мировых резервных валют — это доллар, евро, швейцарский франк, йена, канадский и австралийский доллар. Попытки торговать за те же рупии и юани провалились - эти валюты малоликвидные, зарегулированные своими правительствами и очень плохо пригодные для свободного международного обращения. Так что альтернатив западным валютам нет. Если они [страны Запада] солидарно выступят по конфискации активов, то риски для западных валют надуманные.
Что касается ответных мер, то западных активов, доступных для конфискации в России, немного. Они есть в виде активов компаний, которые до сих пор из России не вышли. Но вообще надо сказать, что практически все компании, у которых остались активы в России, зарезервировали их стоимость под убытки, то есть они пытаются вытащить их через правительственную комиссию, но, наверное, их уже не выпустят. По факту оставшиеся в России активы под убытки уже списаны.
Здесь есть такая история, что Россия будет в каких-то третьих странах - в Китае, ОАЭ или Турции - подавать иски и пытаться какие-то активы западных стран конфисковывать. Это все, как мне кажется, надуманная и вилами на воде писанная история. Здесь у стран Запада есть четкие юридические основания, потому что есть резолюция ООН от ноября 2022 года, которая говорит, что за агрессию России полагается компенсация ущерба. Все склоняются к тому, что есть легитимные юридические основания на случай, если Россия сама добровольно не захочет компенсировать ущерб, а именно резолюция Генассамблеи, которая уже идентифицирует ее как агрессора, обязанного возместить ущерб. Поэтому все правовые основания тут есть, это лишь вопрос политического решения.
Я думаю, что Запад будет склоняться к конфискации активов и это будет тем более усиливаться, чем острее будет стоять вопрос о том, что собственных денег на помощь Украине нет. Уже сейчас есть трудности с выделением помощи, а с другой стороны - бюджетные потребности Украины, в том числе для восстановления, очень серьезные. Деньги нужны, а брать их неоткуда. Это усилит прессинг на политиков для более быстрой конфискации этих активов.
Ситуация сто́ит того, и у меня ощущение, что Запад склоняется эти активы конфисковать. Там фигурирует цифра в $300 млрд, но она немного дутая. Бо́льшая часть этих денег - это активы Центробанка, но они не идентифицированы. Они известны по бумагам ЦБ, но вот найти реальных денег на конкретных счетах удалось гораздо меньше. Там есть цифры в $100 млрд, а не $300 млрд. Так что большая цифра, как мне кажется, дутая, и, чтобы Западу найти достаточно денег для компенсации ущерба Украине, нужно будет провести дополнительный розыск российских активов. Они есть, их можно много найти, и нужно будет найти юридический механизм приравнивания олигархических активов к государственным, потому что олигархи фактически являются частью российской государственной машины. Если они это не сделают - не проведут розыск и не уравняют активы олигархов с государственными, — то денег будет гораздо меньше, чем все те цифры, которые вы слышите в новостях. Шуму будет много, но эффекта гораздо меньше, чем хотелось бы и чем нужно для восстановления Украины».