Россия надеется на дорогую нефть – раздутый военными расходами бюджет сверстан исходя из средней цены $71 за баррель – но начало года не сулит ничего хорошего. Рынок остается слабым, и один из главных игроков, Саудовская Аравия снижает цены, передает The Moscow Times со ссылкой на Bloomberg.
Государственная Saudi Aramco на февраль снижает цены для покупателей во всех регионах, включая главный рынок – Азию. Цены на саудовскую нефть определяются через премию к бенчмарку – эталонному для того или иного рынка сорту (Brent для Северо-Западной Европы, Dubai Crude для Азии). Премия ее основного сорта нефти Arab Light для стран Азии сократится на $2 до $1,5 за баррель. Это больше, чем ожидали опрошенные Bloomberg трейдеры и нефтеперерабатывающие заводы (их прогноз предполагал снижение на $1,25). Saudi Aramco также снизила цены на все февральские поставки в Северо-Западную Европу, Средиземноморье и Северную Америку.
Мировые цены на нефть в прошлом году снизились впервые с 2020 г. Война Израиля с ХАМАС и опасения серьезного конфликта на Ближнем Востоке не привели к серьезному росту цен. Нападения боевиков-хуситов на торговые суда также пока не привели к перебоям в поставках. Предложение при этом растет, США наращивают добычу, повышая вероятность профицита на рынке: многие экономисты опасаются, что мировая экономика замедлит рост, и спрос на нефть будет меньше. Чтобы держать цены, ОПЕК+ пришлось продлить сокращение добычи на весь этот год. К тому же потребление нефти в феврале-марте обычно снижается, и НПЗ используют это время для регулярного ремонта.
Российские же власти остаются оптимистами. В бюджет-2024 заложена средняя цена нефти в течение года $71 за баррель Urals. За 11 месяцев прошлого года она, по данным Минфина, была$62,9. Премия $2 к бенчмарку означает цену саудовской нефти чуть ниже $80, но российская по-прежнему продается с дисконтом. Все держится на бюджетных расходах, запланирован 20%-ный рост доходов и расходов бюджета, но что, вдруг цены на нефть пойдут вниз, спрашивает профессор ВШЭ Евгений Коган. «Главным риском для экономики мы видим крах рынка нефти», – предупреждали аналитики MMI.