Редко когда нам, журналистам, счастливится встречать довольных своей жизнью людей. В основном телефон редакции набирают угнетённые и отчаявшиеся, а также, к сожалению, увеличивающаяся популяция вида нытиков обыкновенных.
КРАСОТА ИЗ ВОЗДУХА
Горожанка Мария КЛИНЧЕВА (на снимке) – одна из тысячи, которая умеет жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Едва открыв мне дверь своей квартиры, эта женщина запустила в меня свой солнечный протуберанец: не успела я очухаться, как мы перешли на «ты». За кружкой чая с финиками я рассказала ей свои перипетии уходящего дня, а потом, наконец, вспомнила, что пришла, собственно, по журналистской работе: Марию мне порекомендовали как искусную рукодельницу.
Вся её небольшая квартирка – словно музей чудного хэндмэйда, я уже не говорю об ауре. В уголке наигрывает мелодия, а свет весенних лучей солнца проникает во все уголки, где любовно то тут, то там развешаны красивые безделушки и украшения. Всё в точку, всё находится на своём месте.
Мария делает красоту из ничего. То есть из того, на что мы с вами вообще никогда не обратили бы внимание.
– Люди вообще имеют обыкновение зацикливаться на своих заботах, упуская из виду простые вещи, которые приносят радость, – говорит она. – Хотя бы раз оторвите взгляд от носков своих ботинок и гляньте на небо. Оно прекрасно, не правда ли? Репейник зеленеет, почки на дереве набухают, а сколько вокруг вещей, из которых можно сотворить чудо, радующее глаз и душу! Из сухих веток вишни у меня получился абажур для торшера, из скорлупы – египетская ваза.
Желание что-то сделать своими руками проснулось, когда я пять лет назад переселилась в эту квартиру. У меня раньше вообще было что-то вроде хобби – менять квартиры: одну продам – другую куплю… Но здесь… здесь я нашла всё то, что искала. Покой, уют, маленький огород, где я могу сажать свои цветы, и море свободного времени для любимого занятия.
ЖИЗНЬ СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
Повторяя главные слова героини «Москва слезам не верит» («если бы я не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось»), Мария свято верит, что всё в жизни происходит не просто так.
– Были у меня трудные времена, как и у всех. После предательства мужа осталась одна с тремя маленькими детьми, – говорит она, а в голосе ни капли печали. – Одной было, ой, как тяжело. Но я подумала: неужели на этом кончается жизнь? Неужели я ничего не стою? Ну уж нет! Прошла через огонь, воду и медные трубы, продала свою квартиру и купила две халупы. В одной поселилась, а в другой открыла кафе. Говорить сейчас легко, но тогда были моменты, когда ничего не получалось и руки опускались. Но я выстояла.
Потом Мария встретила свою настоящую половинку. Счастью не было предела, но хапнуть горсть перца и тщательно пережевать судьба заставила вновь: муж безвременно умер. Однако горечь утраты не сломила, а сделала её ещё сильнее.
Дом, в котором жили супруги, забрал пасынок, который недолюбливал мачеху. Можно было потягаться за свои права, так как дом строился на общие деньги. Но…
– … Зачем?– легкомысленно пожимает плечами женщина. – Пусть живёт счастливо.
СОЛНЦЕ МАРИИ
Следующий странный финт сделала сама Мария – взяла и закрыла кафе, которое было основным источником существования.
– Не смотри на меня так. Я тогда всё хорошо обдумала, – хихикнула Мария. – Сколько там людей спивалось? А сколько семей разрушилось? Я чувствовала вину. В общем, кафе на первом этаже стало простой квартирой, в которой живёт молодая семья. Арендной платы мне на жизнь, на краски, клей и еду хватает.
Кстати о клее. Мария нашла пожелтевшие газетные вырезки с вкусными рецептами, старые фотографии своих уже взрослых детей и внучек, билетики в импровизированный цирк, сделанные дочками ещё в детстве, старую пластинку от патефона и – сделала из всего этого часы. Сейчас они уютно тикают в зале.
С любопытством рассматривая её рукоделье – денежное дерево из коряги, кукла-грелка, мозаика из кусочков кафеля и прочие интересности, понимаю, почему люди к ней тянутся, вращаются вокруг неё, словно планеты вокруг солнца. Ловлю себя на мысли, что и на меня действует её притяжение. Из неё бы получился отличный предводитель какой-нибудь радужной секты, будь у неё такие намерения.
– …А летом планирую новое путешествие, – тем временем говорит она. – Я уже была в Германии, во Франции, в Индии… Откуда деньги? Я умею экономить, да и дочки помогают.
Когда была в Индии, поразилась доброжелательности, которую излучают тамошние жители. Стоит поймать взгляд индийца и задержаться на доли секунды, его лицо тут же расплывается в улыбке: ладошки так сложит и ласково говорит, слегка поклонившись: «Намасте!» – «Здравствуйте!». И ты словно заряжаешься этой энергией добра.
Из квартиры Марии я уходила примерно в таком же состоянии. Конечно, вскоре навалились обычные житейские заботы, но её улыбка греет до сих пор.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора