Все производственное оборудование для Проекта будущего расширения (ПБР) «Тенгизшевройла» будет завозиться на Тенгиз из Европы в виде модулей, уже оснащенных электосетями, КИПиА и трубной обвязкой.
ЖЕЛЕЗЯКА ИЗ ЕВРОПЫ
Об этом говорилось 10 апреля с.г. на встрече в Жайык-Каспийском Орхусском центре немногочисленных атырауских НПО с техническими менеджерами компании.
- Мы не можем назвать страну, где будет производиться оборудование, это может быть любая точке мира, - заявил менеджер ТБ и ОС по ПБР, Билл ФОРД (на фото).
Но отправной точкой, со слов технических специалистов ТШО, будет Европа. Оттуда модули весом по 500-1800 тонн будут доставляться на судах океанского типа по северному и южному маршрутам. Первый - через Балтийское море (Санкт-Петербург), второй – через Черное и Средиземное моря. В портах назначения модули перегрузят на баржи (1 модуль на одно судно размером 17 м на 95 м), чтобы доставить через Волго-Донский канал по речной системе в Каспийское море. Здесь баржи разгрузят в портах Атырау и Актау. В последнем случае модули собираются везти из Актау до Тенгиза железнодорожным транспортом.
ВДОЛЬ ТРУБЫ
А для доставки модулей из порта Атырау до Тенгиза предусмотрено строительство временной грузовой дороги (вдоль трубопровода КТК) длиной в 220 км. Для ее строительства компания закупит «материалы и заполнители из местных карьеров». А чтобы совсем уж минимизировать использование местных материалов, планируется применять геосинтетические материалы.
Был и альтернативный маршрут (продолжение южного направления), предусматривавший модернизацию порта Актау и реконструкцию 657 км существующей дороги, местами «убитой», от п. Курык до Тенгиза. Но вариант признали «неприемлемым в социальном плане», мол, груженная модулями техника будет блокировать дорогу общего пользования. Поэтому будет использоваться ж.д. транспорт.
Маршрут Атырау – побережье близ Тенгиза через мелководную часть моря, предусматривавший дноуглубительные работы и строительство надземной насыпной дороги, был отвергнут из-за угрозы нанесения вреда экологии Каспия.
Как видно, из всех рассмотренных маршрутов компания предпочла наименее затратный.
Наверняка из тех же соображений было выбрано и модульное проектирование нового завода. По словам менеджера казахстанской группы ПБР, Дэвида БРЕМФОРДА (на фото), этот метод позволяет производить испытание нового оборудования сразу же после установки, не дожидаясь завершения работ на основной строительной площадке:
- Ряд модулей будет производиться в Казахстане, на нескольких площадках, чтобы не концентрировать большие человеческие ресурсы в одном месте, а распределить их компактными группами, вблизи населенных пунктов.
Однако Бремфорд не уточнил, какие именно модули закажут казахстанским производителям, и где разместят площадки?
ХВАТАЕТ И ЧЕРНОЙ РАБОТЫ
По словам Бремфорда, для ПБР потребуются работы по строительству трубопроводов общей длиной 300 км для системы сбора, системы дренажа, установке 2 резервуаров для нефти и т.д.
- Нам придется построить временный вахтовый городок на 7,5 тысяч рабочих, производственные базы подрядчиков и объекты инфраструктуры, - заявил он.
Всего на пике работ ТШО планирует привлечь до 15 тыс. работников, а после пуска завода ПБР на постоянной основе будут работать 500 человек. Напомню, что на проекте второго поколения численность персонала доходила до 20-25 тысяч человек. Возможно, модульный метод был выбран ТШО с целью сократить наемный персонал и избежать повторения трудовых конфликтов 2005 г., повлекших за собой рост зарплаты казахстанских работников.
ПРИВЕТ ОТ ФЕРМЕРОВ ОКЛАХОМЫ
После презентации руководитель НПО «Демос» Тогжан КИЗАТОВА поинтересовалась у заместителя генерального менеджера отдела по связям с общественностью ТОО «Тенгизшевройл» Линси КРЕЙН (на фото), намерена ли компания, в рамках своих социальных программ, поддерживать аграриев, кроме к/х «Раушан», которому она уже помогает? И сколько процентов от добытых после запуска ПБР 36 млн. тонн нефти в год компания направит на социальные проекты?
Отмечу, что последний вопрос журналисты и НПО задают ТШО постоянно, но не получают ответа. Так вышло и на этот раз:
- Я ценю ваш интерес к развитию сельского хозяйства в регионе, у меня тоже есть две фермы в Оклахоме. Но это направление не относится напрямую к нашей производственной деятельности. Хотя в будущем, возможно, мы включим его в свои проекты.
«ОЗЕЛЕНИМ ОБЛАКИМАТ»
К вопросам активистов НПО относительно увеличения вредных выбросов в связи с ПБР и направления тенгизской «розы ветров» специалисты компании оказались не готовы. По их словам, ответы на эти вопросы есть в Предварительной оценке воздействия на окружающую среду (ПредОВОС). Между тем, по словам эколога Махамбета ХАКИМОВА, все выбросы ветром уносит прямиком на Каспий.
На мой вопрос о стартовавшей в прошлом году Программе озеленения Атырау Линси Крейн ответила:
- Нам повезло, что Тенгиз расположен далеко от населенных пунктов. В практике «Шеврона» редко так бывает. Что касается программы озеленения Атырау, то мы ознакомились с этой презентацией и не согласны. Поэтому и не участвуем в проекте по созданию зеленого пояса вокруг Тенгиза. Но саму идею нашего участия в озеленении города поддерживаем, поэтому и вносим 2 млн. долларов на озеленение офиса, (с улыбкой) в котором работает Руслан (единственный представитель облакимата на встрече – Л.С.). Мы сконцентрируем свои усилия на создании парков в Атырау.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора