25 марта республиканское агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) ввело в действие Правила определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов. Таким образом государство закрепило за собой право влиять на цены на топливном рынке.
Как говорится в пресс-релизе АРЕМ, при утверждении предельных цен будут учитываться «мировые котировки на нефть, российский фактор влияния на топливный рынок страны и казахстанская специфика цен на нефтепродукты». Таблица цен будет разрабатываться министерством нефти и газа и предоставляться в АРЕМ ежемесячно.
По словам пресс-секретаря министерства нефти и газа Абзала НУРКАСИМОВА, ничего особенного не произошло – правительство устанавливало предельные цены на нефтепродукты и до утверждения правил, просто сейчас этот процесс узаконен.
6 апреля председатель агентства по регулированию естественных монополий Марат ОСПАНОВ подписал постановление об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов. Предельные цены следующие (с учётом НДС): Аи-80 – 91 тенге за литр, Аи-92 – 112 тенге за литр, дизельное топливо – 95 тенге за литр. Напомним, прежние предельные цены на те же самые нефтепродукты не менялись с прошлого лета, и составляли соответственно 86, 106 и 90 тенге за литр.
А что думают о государственном регулировании рынка нефтпродуктов в топливных компаниях? Мы попросили ответитть на несколько воросов начальника отдела блока маркетинга и продаж компании «Гелиос» Анну ШИБАНОВУ.
– Как вы относитесь к установлению предельных цен на ГСМ?
– Практика регулирования предельных розничных цен на ГСМ не отвечает интересам участников рынка. Мы почувствовали это на себе, когда сложилась абсурдная ситуация – нам приходилось продавать регулируемые виды топлива по цене ниже закупочной. Мы видим, к чему привела такая практика – многие АЗС были вынуждены закрыться, на рынке увеличилось количество суррогатного топлива, постоянно возникает дефицит, потребители не могут свободно приобрести нефтепродукты.
Согласно Закону РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», министерство нефти и газа РК предоставляет нам возможность приобретать выделенные объёмы по цене на уровне 87% от розничной цены, которая установлена Правительством РК. Коридор цен 13% не позволяет нам осуществлять предпринимательскую деятельность без убытков. Наши затраты в стоимости нефтепродуктов следующие: транспортно-экспедиторские услуги – 3,5%, приём-хранение-отпуск с нефтебаз – 2,8%, проценты по кредитам – 0,5%, операционные затраты АЗС – 10,8%, акциз на реализацию нефтепродуктов с АЗС – 0,3%, разница между зачётным и начисленным НДС – 1,4%. Вот и получается, что для безубыточной деятельности коридор цен должен быть 19,3%.
– А какова ситуация по Казахстану? Топливные компании выполняют постановление АРЕМ?
– В Астане, Алматы, Атырау предельных цен придерживаются все сети АЗС, а в Актау, Таразе, Кызылорде, Караганде, Кокшетау, Семее, Усть-Каменогорске, Уральске предельные цены не соблюдаются, цены на топливо значительно выше установленного уровня.
– Как зависит казахстанский рынок от поставок российских ГСМ?
– Казахстан на 30-40%, в зависимости от сезона, закрывает внутреннюю потребность за счёт высокооктанового бензина из России. В настоящее время рынок Казахстана не интересен для российских поставщиков, т.к. цены здесь на 20-30% ниже, чем в России. Поэтому недостающие объёмы высокооктанового бензина компенсируются суррогатным топливом, которое наносит ущерб окружающей среде и просто вреден автомобилям.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ