– В восприятии, к примеру, тигра, дрессировщик – доминирующая особь, которой надо подчиняться. Порой между человеком и этим хищником может возникнуть эмоциональная связь, – раскрыв ящик, в котором сидел злой как чёрт крокодил, говорит Артём КАРАКАТ (на снимке), дрессировщик московского цирка-шапито, который сейчас даёт представления в Атырау в районе рынка «Мерей». Я не удержалась от вскрика, когда рептилия резко дёрнулась в ящике и, как мне показалось, остановила на мне свой холодный с фисташковым отливом взгляд: “Настя, я тебя съем!”
КРОКОДИЛ НЕ ПРОХОДИЛ?
– ...Крокодил же или спокоен, или зол, – продолжал как ни в чём не бывало Артём. – Вот этого сейчас бесит окружающая незнакомая обстановка, ну, и, простите, вы тоже... Кеша у нас новенький. Всех, кто вторгается в личное пространство крокодила, всех без исключения ждёт бесперспективная встреча с острой пастью. А посему со 100-процентной уверенностью могу сказать, что дрессуре этот крокодил, да и вообще все рептилии не поддаются. Если хотите, можете его погладить...
Артём увлёкся крокодилами лет в 14 и практически сразу же прославился на весь мир благодаря одному случаю. На гастролях в Мариуполе нильский крокодильчик по прозвищу Годзилла, самый первый «воспитанник» Артёма, на фотосессии на пляже Азовского моря почувствовал воду. Ловко вывернувшись из рук дрессировщика, он плюхнулся в неё и был таков. В городе царил ажиотаж, и в поимку беглеца (в народе его ласково стали называть Годзиком) включились даже местные жители.
Он смог выжить в солёной воде, прокормить себя и научился обходить рыболовецкие сети и ловушки. И только после наступления холодов, впавший в спячку крокодильчик позволил себя пленить. Однако загрязнённые воды в районе теплоцентрали металлургического комбината, в которых он в конце концов оказался, серьёзно подорвали здоровье крокодила, и он умер. Позже Годзилле в Мариуполе даже поставили памятник – за недюжинный ум и выносливость. Ну, а Артём до сих пор переживает, и как он сам признаётся, больше ни один крокодил так и не запал в его сердце, как Годзик.
СКОТЧ НА МОРДУ
Сейчас Артём воспитывает двух крокодилов – метрового каймана Кешу и двухметрового Фиделя. У первого, как уже упоминалось, нрав горячий, и психует он по любому поводу, стараясь оттяпать при удобном случае кусок от какой-нибудь конечности. Фидель, по моему наблюдению, тоже не сладкий пупс, но более сдержанный. Флегматик по натуре, он редко выходит из себя, ну, а если выходит... Опустим эти подробности. Судя по испещрённым шрамами рукам Артёма, в приступе гнева своенравные и непредсказуемые крокодилы пощады не дают никому.
Я не преминула воспользоваться шансом увидеть, как крокодила Фиделя из мини-бассейна перемещали в ящик. Крокодилу это, разумеется, не понравилось – звуки, которые он при этом производил, были устрашающими: тихий шелестящий ропот, буквально пронизанный убийственным раздражением и гневом, – волосы на голове шевелятся.
На вопрос о любви и привязанности к рептилиям у Артёма удивлённо вытянулось лицо:
– Крокодилы – не пудели. У нас сугубо деловые отношения. Я за ними ухаживаю: кормлю, мою, ставлю номера... Уважаю их за независимость, каждый из них, даже крошка Кеша, – личность. Но любить хладнокровного убийцу... Это перебор. Да и как к ним привязаться?Ведь для этих доисторических рептилий дрессировщик – всего лишь пища.
Поэтому в целях безопасности пасть крокодилам заматывают скотчем. На представлении это вообще необходимость.
ГОЛОВУ В ПАСТЬ?!
В чём же собственно заключается функция крокодила в трюке? А ни в чём. У зрителей, напуганных всякими фильмами типа «Кровавый Нил», «Крокодил-убийца» и т.п., сердце тревожно бухает о рёбра при виде этих хладнокровных в ловких руках человека. А уж когда рептилия оказывается в непосредственной близости от зрителя – туши свет. По рассказам Артёма, бывало, что особо нервные начинают визжать и, в панике топча друг друга, бросаются в рассыпную. Впрочем, это не мешает им с перекошенными от страха лицами участвовать в фотосессиях с крокодилом.
– А как же голову в пасть крокодила?
Дрессировщик скептически закатывает глаза:
– Тайских шоу насмотрелись? Ни один здравомыслящий человек, не желающий остаться без башки, не сунет её в крокодилову пасть. Те ребята для начала удаляют у животного часть челюстных мышц. После такой операции крокодил может захлопнуть пасть, но сила будет не та – максимум кожу оцарапает.
Анастасия ПАСТУХОВА,
фото Каната ЕЛЕУОВА