Атырау, 3 октября 20:28
 ясноВ Атырау +11
$ 483.23
€ 534.74
₽ 5.12

38% опрошенных недовольны дорогами своего населенного пункта

782 просмотра

В среднем житель мегаполиса тратит на дорогу 35 суток в год (путь до работы и обратно, поход по магазинам, дорога до садика/школы ребенка и т.д.). Очевидно, что жители небольших населенных пунктов проводят в пути меньше времени. Тем не менее дороги занимают важную часть в жизни современного человека.

Институт общественной политики поинтересовался, как наши соотечественники оценивают качество казахстанских дорог, в частности в своем населенном пункте, между близлежащими населенными пунктами, а также уровень междугородних трас и магистралей.

Опрос показал, что недовольны дорогами своего населенного пункта 38% респондентов. В основном это жители Северо-Казахстанской (68%), Восточно-Казахстанской (66,3%) и Актюбинской (61,3%) областей. 

Некоторые опрошенные указали, что в их населенном пункте дороги и вовсе отсутствуют: преимущественно это жители недавно созданных областей Абай (18,8%) и Ұлытау (6,7%).

Почти столько же казахстанцев (39,6%) жалуются на дороги между близлежащими населенными пунктами. Как и в случае с внутренними дорогами, в числе антилидеров Актюбинская (65,1%), Северо-Казахстанская (62%), Восточно-Казахстанская (65,3%) и Карагандинская (76,3%) области. 

Чуть меньшее нарекание вызывают междугородние трассы и магистрали (32,1%). Эта проблема наиболее остро стоит в Восточно-Казахстанской (62,4%), Актюбинской (62,3%), Западно-Казахстанской (53,9%), Ұлытау (54,8%) и Карагандинской (52,6%) областях. 

Стоит отметить, что ежегодно на ремонт и строительство автодорог направляются большие средства. Только в 2023 г. было выделено 788,4 млрд тенге. Из них на дороги республиканского значения направлено 385,2 млрд тенге, местного значения – 403,2 млрд тенге. При этом, почти треть расходов (29,4%) местного значения приходится на три мегаполиса: г.Алматы (61,4 млрд тенге), г.Астана (44,5 млрд тенге), г. Шымкент (12,8 млрд тенге). 

Обращает на себя внимание тот факт, что ремонтными работами охвачено больше километров дорог, чем имеется потребность. Согласно официальным данным, в 2023 году только 9% республиканских и 15% областных и районных дорог не соответствуют нормативам. Тем не менее, по сообщению Министерства транспорта, в текущем году ремонт и реконструкция проводятся на 6,5 тыс. км автодорог республиканского значения (26,1% от их протяженности), а также до 2029 года запланирован ремонт 14 тыс. км дорог областного и районного значения или 20% от их протяженности. 

Вместе с тем остро стоит вопрос и о качестве дорожных работ. В первом полугодии 2023 г. Национальный центр качества дорожных активов выявил при строительстве дорог местного значения 70% нарушений. Более того, 30% проб дорог всех уровней не соответствуют требованиям и нормам. За текущий год в госорганы поступило более 19 тысяч обращений и жалоб граждан по качеству автомобильных дорог.  

Кстати, о существующих нормах. По официальным данным, 91,1% всех дорог в нашей стране имеют твердое покрытие. Однако к этой категории относят не только дороги с асфальтобетонным покрытием, но также и насыпь из гравия и щебня. 

Очевидно, что вышеуказанные факторы могут вызывать недовольство населения, а предпринимаемые государством меры не соответствуют их ожиданиям. 

Назрела необходимость пересмотра критериев и нормативов качества дорог. Во главе угла должен быть комфорт и удобство людей, а не строгое следование устаревшим стандартам. Это реализуемо только при активном участии граждан через общественный контроль и мониторинг.

Исследование проведено в июле 2023 года. В опросе приняли участие 2000 казахстанцев старше 18 лет. Опрос проводился по национальной репрезентативной выборке. Ошибка выборки не превышает ±2,2%.

6 декабря 2023, 08:04

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.