В последние несколько лет Казахстан столкнулся с острым дефицитом воды. Все потому, что во многом водная безопасность страны зависит от климата и сопредельных государств, с которыми мы делим трансграничные реки. Если одни соседи открыты к сотрудничеству, то другие десятилетия тянут с подписанием двухстороннего соглашения об использовании водных ресурсов. От дефицита воды отечественные фермеры в этом году потеряли урожай на миллиарды тенге. В ближайшем будущем им придется раскошелиться или подстроиться под новые реалии, чтобы удержаться на «плаву». О воде, зависимости от соседей, новых технологиях и возможных рисках в интервью корреспонденту Press.kz рассказал первый вице-министр водных ресурсов и ирригации Болат БЕКНИЯЗ.
Летом 2023 года из-за жары и нехватки воды в шести районах Жамбылской области объявили режим ЧС — в то время Кыргызстан приостановил подачу воды в нашу страну. В областном разрезе больше всего от дефицита поливной воды страдают южные регионы страны, на западе сохраняется нехватка питьевой воды.
Кто осушил казахстанские реки
46% водных ресурсов Казахстана формируются за ее пределами. Семь из восьми водохозяйственных бассейнов являются трансграничными, что делает нашу страну водозависимым государством.
- Жайык-Каспийский бассейн на 80% зависит от России;
- Арало-Сырдарьинский бассейн на 90% от сопредельных стран;
- Шу-Таласский бассейн на 75% зависит от Кыргызстана;
- Балхаш-Алакольский бассейн на 45% зависим от сопредельных стран.
Оставшиеся три бассейна – Иртышский, Нура-Сарысуский и Ишимский считаются более профицитными.
Болат Бекнияз рассказал, что Казахстан имеет со всеми соседними странами двухсторонние и многосторонние соглашения. Исключением является только Китай. С ним государство не может найти компромисс уже более 10 лет.
У нас есть 25 трансграничных рек с Китаем. В начале переговорных процессов у нас не было данных по ним. Мы не могли определить сток, не было конкретных гидропостов на этих реках. Сейчас мы провели совместное обследование рек. Теперь мы знаем, сколько воды в естественном режиме должно поступать на территорию Казахстана и Китая. Имея эти количественные параметры, мы можем приступать к самому соглашению. Сейчас активно ведутся экспертные работы. Но это не быстрый процесс. Мы должны со своей стороны учесть все плюсы и минусы, также и они. И только потом мы сможем прийти к компромиссному решению, – рассказал первый вице-министр.
Если сторонам удастся заключить соглашение, то оно будет бессрочным.
Казахстан является стороной Хельсинской конвенции по трансграничным рекам. Документ позволяет упрощенно решать водные вопросы. К примеру, власти страны договорились с Узбекистаном об управлении и использовании трансграничных вод. Переговоры находится на стадии согласования.
Что касается России, то за последние годы Казахстан столкнулся с обмелением Каспийского моря. Оно буквально исчезает на глазах. Из-за климатических изменений сильно сократился приток воды из Волги и Жайыка, которые питают Каспий.
Самый низкий уровень Каспия был зафиксирован в 1977 году. Но потом постепенно ситуация выровнялась. Сейчас уровень воды снизился на 1,7 метра. Астраханский порт, наш Атырауский порт сейчас находятся в затруднительном положении. Поскольку северо-восточная часть Каспия более мелководная. В результате понижение воды даже на один сантиметр обнажает большие территории, – заявил Болат Бекнияз.
Неэффективное использование воды в сельском хозяйстве
Казахстанские фермеры используют более 60% водных ресурсов страны. Несмотря на засуху и потерю урожая, они не спешат переходить на влагосберегающие технологии. Болат Бекнияз говорит, что аграрии работают также, как 50 лет назад. Для стимулирования земледельцев министерство планирует изменить тариф на воду.
В общей стоимости той или иной культуры есть процент стоимости воды. Этот показатель у нас очень низкий. Поэтому тарифы будут подниматься постепенно, но с субсидированием. К примеру, если фермер применяет влагосберегающие технологии, использует дождевальные установки, у него будет субсидирование на эти методы. Он может получать до 50% от стоимости того, что он внедрил. Также с культурами: если ты выбираешь те культуры, которые потребляют много воды, тариф будет один, если менее влагоемкие, то тариф будет ниже. Мы должны помочь адаптировать сельское хозяйство к изменению климата, – заявил Болат Бекнияз.
Отметим, что 40% воды с трансграничных рек Казахстан теряет при ее транспортировке. Чтобы избежать этого необходимо модернизировать всю систему орошения. То есть привести в порядок все магистральные, межхозяйственные и внутрихозяйственные каналы. Однако в министерстве отметили, что это очень дорогостоящее мероприятие.
Мы намереваемся принять комплексный план по реконструкции ирригационных систем. Он согласован со всеми областями, где ведется орошаемое земледелие. Конечно, на это требуются средства. Но это нам даст уменьшение водоотведения на 30-40%. Мы почти не будет терять воду при подаче, если мы изолируем и облицуем эти каналы, – пояснил вице-министр.
Еще один метод экономии воды – цифровизация, которая позволит Казахстану экономить на магистральных каналах до 30% воды. То есть, отслеживая объем воды, власти страны смогут распределять ее по сельским хозяйствам по мере необходимости.
Может ли Балхаш повторить судьбу Арала
В министерстве признают, что на сегодня озеро Балхаш постепенно мелеет. Его основным питателем является река Или, 70% которой формируется на территории Китая.
Лишь 30% формируются на нашей территории. То есть мы, исходя из собственных ресурсов, не сможем поддерживать Балхаш. Поэтому сейчас ведутся активные переговоры с Китаем, – заявил Болат Бекнияз.
Несмотря на тяжелую ситуацию с водоемом, власти страны планируют построить на его берегу атомную электростанцию. Как известно, подобные сооружения потребляет много воды для охлаждения атомных реакторов.
В августе в поселке Улкен уже проводились публичные слушания по строительству АЭС. Правда, тогда они превратились в бардак и чуть не сорвали выступления противников строительства атомной станции, а также самих спикеров мероприятия.
Избежать трагедии Кызылагаша и сэкономить воду
В Казахстане насчитывается около 6,5 тысячи водохозяйственных сооружений: водохранилища, гидроузлы, плотины, оросительные каналы, дамбы и пруды. Их них более 500 водохозяйственных объектов находятся в частной собственности. Но власти страны пытаются следить за всеми, независимо от форм собственности.
Надо следить за всеми водохранилищами, чтобы не повторилась трагедия Кызылагаша и Кокпекты, где были человеческие жертвы. Сейчас штат наших инспекторов расширили. Нам дали еще 144 человека. То есть у нас практически в каждой области будет представлен инспектор. На каждое водохранилище разрабатывается декларация безопасности. В декларации все прописано – когда и через сколько лет нужно проводить обследование. В наших планах реконструкция 15 первоочередных водохранилищ и строительство еще 20 новых. Многие наши водохранилища построено 50-60 лет назад, они имеют тенденцию к заилению. То есть объемы их уменьшаются. Поэтому очистка водохранилищ тоже у нас одним из приоритетов стоит, – пояснил вице-министр.
Содержание водохозяйственных сооружений необходимо не только для безопасности казахстанцев, но и для экономии воды. Так, очистка водохранилищ и сбор паводков увеличит водные ресурсы для поливки.
Примерно в начале февраля мы уже будем знать предварительный прогноз по весенним поводкам, по накоплению воды в водохранилищах. В зависимости от этого анализа мы будем непосредственно с областями и фермерами работать. То есть сообщать, сколько воды есть: уменьшайте площадь посевов или переходите на другие культуры. Раньше надо было это делать, но давно не делали такой анализ. Он поможет аграриям подстраивать свои планы под реальный дефицит. Тогда у нас не будет ажиотажа, потери урожая и так далее, – рассказал Болат Бекнияз.
Планы на будущее
После 20 лет власти страны впервые обновят устаревший Водный кодекс. За все это время в него было внесено 272 изменения.
Если вы его откроете, он весь красный от изменений. Он хорошо работал для переходного периода. Но сейчас период активной рыночной экономики, когда мы должны в решении вопросов воды привлекать и бизнес-структуры, частные и общественные организаций. В него вошли три крупных раздела: гидротехнические сооружения, это вопросы ирригации дренажа и вопросы питьевой воды и водоснабжения. Что это даст? Стимулирование водосбережения, повышение роли общественности в управлении водными ресурсами, цифровизация научного сопровождения, усиление госконтроля и надзора водной сферы. То есть, все это позволит нам перейти к экономному и разумному использованию водных ресурсов, – пояснил он.
Разработка нового кодекса заняла около двух лет. В ней приняли участие как казахстанские, так и международные эксперты. Ожидается, что новый кодекс будет принят в 2024 году.