Атырау, 22 сентября 07:32
 ясноВ Атырау +25
$ 479.05
€ 534.57
₽ 5.17

Процесс в Актау: Показания будут давать «мертвые души»

5 294 просмотра

Фото Reuters.Сегодня, 2 апреля в актауском центре молодежи «Арман» продолжился судебный процесс над «жанаозенскими погромщиками». Напомним, судебное дело составляет целых 93 тома, и опросить 188 потерпевших – занятие не из простых, однако проявляемое судом усердие пока ожидаемых для обвинения результатов не дает.

Как мы уже сообщали, этот процесс беспрецедентен прежде всего тем, что подавляющее количество потерпевших отказывается от материальных и других претензий к подозреваемым, запертым в прозрачной клетке в левом углу зала. В числе «отказников» оказался даже брат экс-акима города Орака Сарбопеева – Нуржан, чей торговый дом «Престиж» до сих пор высится покореженным сожженным остовом посреди города. Общая сумма ущерба для бизнесмена составляет 25 миллионов тенге. На данный момент опрошены более 60 истцов, понесших материальные убытки из-за погромов, почти все они отказались от своих материальные претензий к подсудимым.

Потерпевшие по-прежнему дружно отрицают тот факт, что именно подсудимые нанесли ущерб их имуществу и бизнесу. «Голодные нефтяники всего лишь стали разменной монетой в грязных играх ворюг из числа начальства и руководителей города», - говорят жанаозенцы, присутствующие в зале суда.

Адвокатские войны

Хочется особо отметить, что судья Аралбай Нагашибаев с самого начала процесса походил на истинного бастыка, которому нет никакого дела до адвокатских рефлексий – ходатайства отклонял, уточняющие вопросы оставлял без внимания, однако вскоре многие из присутствующих стали роптать, что такое поведение судьи кажется без преувеличения слишком пристрастным. В результате тактика была сменена – в первой половине дня прошлой пятницы Аралбай Нагашибаев принял решение об изменении меры пресечения одному из подсудимых на домашний арест в связи с состоянием его здоровья. Помимо этого, суд удовлетворил ходатайство адвокатов о предоставлении времени на переговоры с подзащитными, и с обеда пятницы был объявлен перерыв вплоть до сегодняшнего дня.

Утро понедельника началось с небольшого скандала: адвокат одного из подсудимых Гульнара Жуаспаева напомнила, что суд «должен проявлять беспристрастность» и обеспечить правильное применение принципа равенства подсудимых. В результате подсудимый Калиев, который все эти дни почему-то восседал в зале суда, а не в общей клетке, и даже конфиденциально консультировался со своим адвокатом в соседней комнате, отправился в огражденное помещение к другим заключенным. Лишение столь вызывающей привилегии вызвало неудовольствие со стороны адвоката Калиева, который не преминул отпустить замечание в адрес г-жи Жуаспаевой – мол, «занимайтесь лучше своими подзащитными».

Между тем в адрес Мангистауского областного суда продолжают поступать просьбы от
представителей СМИ и наблюдателей за процессом с просьбой разрешить видео-, фото- и аудиозапись судебных заседаний. По информации пресс-секретаря Мангистауского областного суда Нурлана Кунтуова, только с 27 по 30 марта поступило более 10 аналогичных запросов. Однако просьбы журналистов по-прежнему игнорируются. Вместо этого им приводятся примеры других стран – в частности, Турции, где якобы работники СМИ обходятся без цифровых носителей, а довольствуются ручкой и блокнотом.

«Таким образом, в соответствии с законодательством Казахстана и правами участников судебного процесса, обеспечена полная открытость процесса для общественности, СМИ, международных наблюдателей и других заинтересованных сторон», - подытожил пресс-секретарь Мангистауского областного суда.

«Мертвые души» полисменов

Кстати, многие журналисты еще с прошлой недели ждут выступления в суде сотрудников полиции Жанаозена, проходящих по делу в качестве потерпевших. Многие из них отказались появляться в суде, скрывшись под безликими псевдонимами.

– Это настоящий нонсенс, – комментирует ситуацию Галым Агелеуов. – На каком основании такого рода показания могут являться материалами для обвинения? То есть некие «мертвые души» могут давать показания, однако их личности не будут установлены. Кроме того, со стороны судьи, судя по количеству отклоненных ходатайств, чувствуется определенная заданность. Любому присутствующему на процессе понятно, что людей судят только за забастовку, за то, что они просто стояли перед акиматом все 7 месяцев. Доказательства того, что они участвовали в фактах мародерства, грабежа и погромов, ничем не подкрепляются – ни фото-, ни видеосъемкой, ни даже устными показаниями. Более того, есть информация, что к подсудимым в ходе следствия применялись меры физического воздействия. Думаю, это прозвучит, когда они сами начнут давать показания. Это очень важно, потому что тогда обвинения в их адрес вынуждены будут аннулировать».

И как только что стало известно, в ходе судебного заседания в Актау полицейский Нурлыбек Нурбулатов дал свидетельские показания и отказался от поданного ранее заявления о телесных повреждениях, причиненных ему во время декабрьских событий в Жанаозене:

– Я отказываюсь от поданного ранее заявления о нанесении мне телесных повреждений. Я не могу опознать кого-либо из подсудимых, находящихся здесь. Чем именно мне нанесли удар, я не знаю, – заявил Нурбулатов, передает КазТАГ

Автор: Игорь Ларра 

Источник: Guljan.org

2 апреля 2012, 22:54

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.