Журнал The Economist выпустил традиционный обзор главных тем будущего года. Среди топовых остается война в Украине, передает Zn.ua.
«Жизнь не стоит на месте. Будь то всплеск вооруженных конфликтов, перекройка глобальной карты энергоресурсов или стремительный прогресс в сфере искусственного интеллекта – мир меняется с потрясающей скоростью. От ситуации на Ближнем Востоке до внедрения электромобилей и лечения ожирения – все выглядит совсем не так, как год или два назад», отмечают в The Economist и дают 10 главных тем, которые не следует упускать из виду в 2024 году.
1. Голосуй-рама!
В 2024 году состоится более 70 выборов в странах, где проживают около 4,2 млрд человек (более половины населения планеты). Подобное происходит впервые. Но в то время как количество избирателей растет как никогда, это не обязательно означает рост демократии – многие выборы не будут ни свободными, ни честными.
2. Глобальный выбор Америки
Избиратели и суды вынесут свой вердикт бывшему президенту Дональду Трампу, имеющему шанс вернуть себе президентское кресло. Результат может свестись к выбору нескольких десятков тысяч избирателей в нескольких колеблющихся штатах. Но последствия будут глобальными, затрагивая все – от климатической политики до военной поддержки Украины. Фальсификация выборов в России может означать, что судьба Владимира Путина зависит больше от американских избирателей, чем от российских.
3. Европа, шагай вперед
Европа должна активизироваться и предоставить Украине военную и экономическую поддержку, необходимую для продолжительной борьбы, одновременно прокладывая путь к возможному членству в ЕС. Это будет правильным шагом, а также застрахует риск того, что Трамп вернется к власти и прекратит поддержку.
4. Война на Ближнем Востоке
Нападение ХАМАС на Израиль и ответ Израиля против Газы перевернули регион и перечеркнули идею о том, что мир может продолжать игнорировать тяжелое положение палестинцев. Перерастет ли этот конфликт в более широкий региональный – предложит ли он новый шанс для мира? Для Америки, перенапряженной сверхдержавы, это также тест на то, сможет ли она адаптироваться к более сложному и угрожающему миру.
5. Многополярное расстройство
Американский план развернуться к Азии и сосредоточиться на растущем соперничестве с Китаем был сорван войной в Украине, а теперь и в Газе. Россия тоже отвлекается и теряет влияние. Замороженные конфликты переживают оттепель, а локальные холодные войны разгораются по всему миру. Нестабильность в Сахеле (Африка) растет. Мир готовится к новым конфликтам теперь, когда «однополярный момент» Америки закончился.
6. Вторая холодная война
Поскольку рост Китая замедлился, напряженность вокруг Тайваня растет, а Америка продолжает ограничивать доступ Китая к передовым технологиям, риторика «новой холодной войны» ужесточилась. Но западным компаниям, которые пытаются снизить зависимость своих цепочек поставок из Китая, будет гораздо легче сказать, чем сделать. Тем временем оба лагеря будут пытаться завоевать «средние государства» глобального юга, не в последнюю очередь из-за их «зеленых» ресурсов.
7. Новая энергетическая география
Переход к чистой энергетике создает новые зеленые сверхдержавы и перекраивает карту энергоресурсов. Литий, медь и никель имеют гораздо большее значение, тогда как нефть и газ, а также доминирующие в их поставке регионы имеют меньшее значение. Конкуренция за «зеленые» ресурсы изменяет геополитику и торговлю, создавая неожиданных победителей и проигравших. Между тем, среди избирателей происходит «зеленая волна», которые считают климатическую политику заговором элиты против простых людей.
8. Экономическая неопределенность
Западные экономики показали лучшие результаты, чем ожидалось, в 2023 году, но еще не вышли из кризиса, и процентные ставки, которые будут оставаться «высокими и дольше», будут болезненными как для компаний, так и для потребителей, даже если рецессии удастся избежать. (Следите за банками и их вкладами в коммерческую недвижимость, где дела могут пойти плохо). Китай может упасть в дефляцию.
9. Искусственный интеллект становится реальностью
Бизнес внедряет ИИ, регуляторы его регулируют, а технические специалисты продолжают его совершенствовать. Дебаты о наилучшем регуляторном подходе усилятся, и не являются ли аргументы об «экзистенциальном риске» приманкой, которая приносит выгоду находящимся у власти. Будут продолжать появляться неожиданные способы использования и злоупотребления. Многое беспокойство вызывает влияние ИИ на рабочие места и потенциал вмешательства в выборы. Каково его наибольшее реальное влияние? Более быстрое кодирование.
10. Объединение мира?
Возможно, идеологические разногласия отойдут на второй план, когда мир будет наслаждаться Парижской олимпиадой, астронавтами, которые (возможно) облетят Луну, и Чемпионатом мира по крикету среди мужчин. Но так же вероятно, что надеющиеся на глобальное единство окажутся в тупике.