Атырау, 5 октября 00:21
 ясноВ Атырау +17
$ 481.84
€ 531.33
₽ 5.07

Эксперт: Дефицит сжиженного газа на севере страны частично связан с ремонтом АНПЗ

2 402 просмотра

Фото с Facebook-страницы Олжаса Байдильдинова.

Олжас Байдильдинов, эксперт в нефтегазовой отрасли, высказал свое мнение о дефиците автогаза в столице в своем Telegram-канале.

На днях акимат Астаны сообщил, что дефицит автогаза в столице связан с ремонтными работами, прошедшими в октябре на Атырауском НПЗ, и большой загруженностью ПНХЗ и завода АО «СНПС-Актобемунайгаз».

На что КазМунайГаз выпустил официальное заявление, что нефтеперерабатывающие заводы, входящие в структуру КМГ, не причастны к дефициту автогаза в столице и двух областях - Жамбылской и Северо-Казахстанской. На октябрь текущего года для обеспечения потребностей столицы было распределено 7 тыс. 452 тонны топлива, в том числе с Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) — 1 тыс. 980 тонн и СНПС-Актобемунайгаз (не входит в группу КазМунайГаза) — 5 тыс. 472 тонны. Указанный объем с ПНХЗ поставлен полностью. СНГ для нужд столицы с Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ) исторически не направляется.

Эксперт же утверждает, что дефицит сжиженного газа на севере страны частично связан с ремонтом АНПЗ, т.к. часть сжиженного нефтяного газа (СНГ), производимого и распределяемого на западе Казахстана, по факту не потреблялась там, а направлялась на северные и центральные регионы страны.

- Сейчас предельная оптовая цена на СНГ составляет ~40 тыс. за тонну, в сентября я покупал СНГ для газгольдера по 130 тыс. за тонну (в 3 раза дороже), текущая цена - 165 тыс. за тонну, но сжиженного газа нет в столице с августа...

В Мангистауской области было расследование (еще до января) и выявлены махинации с Планом поставок. По факту часть объема потребления шла не западным потребителям, а на северо-восток, где цены были кратно выше, и никто их никогда не регулировал. Нарушения были на 1,5 млрд тенге за период около полутора лет, кого-то задерживали, но до суда не дошло.

На экспорт СНГ из РК установлен запрет, по теневым схемам, думаю, вывозят, но это трудно и дорого. Перевозить СНГ внутри страны - никаких запретов нет, - рассказывает О.Байдильдинов.

Подводя итог, эксперт делает вывод о том, что "нефтегазовая и энергетическая аналитика государственных органов и нацкомпаний продемонстрировала полный провал".

Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов подчеркивает, что в зимний период в северных регионах спрос на СНГ увеличивается, а производство его по республике снижается.

Фото Службы центральных коммуникаций при президенте РК.
- В последние 2 года его производство держится на уровне 2,9 млн тонн в год (в 2018-2021 гг. – по 3,2 млн тонн). Если раньше СНПС-Актобемунайгаз производил до 700 тыс. тонн СНГ в год, то на 2023 год планируется всего 450 тыс. тонн (естественный спад нефтегазодобычи на месторождениях). Другой производитель СНГ – компания Жаикмунай отчиталась о снижении нефтегазодобычи на 25% в текущем году. Между тем, только за последние 2 года количество авто на газу выросло с 320 тыс до 638 тыс единиц. Из-за доступных цен на автогаз рост перевода автотранспорта на газ растет на 30-40% в год, - утверждает Н.Жумагулов.

При этом эксперт отмечает, что у Тенгизшевройла есть экспортные объемы автогаза, но цена его будет высока. А ввод новых газоперерабатывающих заводов ожидается не ранее 2026 года, а пока при текущих ценах на СНГ, вероятнее всего, остается наблюдать за ажиотажем и дефицитом этого вида топлива.

Жомарт АМИРХАНОВ

8 ноября 2023, 09:03

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.