Бывший председатель правления Tengri Bank Ержан Шайкенов признан виновным в хищении банковских средств и приговорен к 10 годам лишения свободы, передает BesMedia.
Срок также получил экс-зампред банка Бахтияр Ильясов – 10 лет лишения свободы.
Бывшим банкирам пожизненно запретили становиться крупными акционерами финорганизаций. Суд постановил конфисковать их имущество и запретил 10 лет занимать материально-ответственные и руководящие должности в коммерческих организациях. Они будут отбывать срок в учреждениях УИС средней безопасности.
Шайкенова и Ильясова признали виновными по статьям:
- 189, часть 4, пункт 2, УК РК («Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере»);
- 250, часть 2, УК РК («Злоупотребление полномочиями, совершенное руководящим работником финансовой организации»).
С них также взыскали по 20 МРП.
Для обжалования решения суда дается 15 суток. Приговор не вступил в силу.
Еще четверо получили по 8 лет заключения
Также виновными признаны еще шесть подсудимых, некоторые были сотрудниками банка:
Радик Айткулов, Кайрат Айтимов, Алмас Бахытов и Асет Жадыков получили по 8 лет лишения свободы, их признали виновными по статье 189, часть 4, пункт 2, УК РК («Присвоение или растрата вверенного чужого имущества»). Им запретили 10 лет занимать материально-ответственные и руководящие должности.
Тимур Сурапбергенов приговорен к 8,5 годам заключения, а Айбек Оразбеков – к 7 годам.
Еще подсудимые
Талгат Жандаулет и Андрей Ким остаются на свободе по истечению срока давности их преступлений.
Нурлан Ногайбеков признан виновным и получил 1,6 лет ограничения свободы с принуждением к труду по 100 часов ежегодно.
Бауыржан Бижанов получил 1 год ограничения свободы с принуждением к труду по 100 часов ежегодно.
Куаныш Ожикенов приговорен к 1 году ограничения свободы с принуждением к труду по 100 часов ежегодно.
При вынесении приговора к ним применили амнистию по случаю 30-летия Независимости РК и сократили сроки наполовину.
23,6 млрд тенге банку
Суд постановил взыскать солидарно с виновных 23,6 млрд тенге в пользу ликвидкомиссии Tengri Bank. Также с них же будет взыскана госпошлина в 710 млн тенге и процессуальные издержки – 17 млн тенге.
Предыстория
Инициатором судебного дела стала ликвидкомиссия Tengri Bank, которая заявила об ущербе в 27 млрд тенге. Началось расследование, которые выявило, что бывший глава банка брал кредиты в своем же банке через ТОО-шки, которыми управляли доверенные лица. По версии прокуратуры и суда, Шайкенов погашал займы новыми кредитами. Средства уходили на личные нужды и даже на строительство ЖК.
Следствие вначале интересовалось крупными рыбами, но затем перешло к обычным сотрудникам, которые даже не имели власти принимать решений. Допросы и преследование значимых лиц с каждым месяцем утихало без объяснения причин.
Сам Шайкенов утверждал на допросе и в суде, что в банке происходили вещи куда интереснее – крупный участник банка, глава совета директоров, и экс-участник списка казахстанского Forbes Тимур Куанышев требовал от Шайкенова брать кредиты уже для себя. Куанышев вначале значился подсудимым, но внезапно исчез из дела.
Также Шайкенов рассказал, что банк хотели объединить с другими в интересах Нацбанка. Все это вылилось в противостояние с экс-главой КНБ Каримом Масимовым и, соответственно, последовало преследование со стороны спецслужб.
Ликвидационная комиссия Tengri Bank не раз обращала внимание, что Тимур Куанышев должен быть среди ответчиков, но суд и прокуратура закрыли глаза на отсутствие в деле долларового миллионера. Суд и прокуратура были более заинтересованными Шайкеновым и менее значимыми, можно сказать, рядовыми и подневольными сотрудниками банка.