Атырау, 12 октября 09:33
 ясноВ Атырау +17
$ 487.37
€ 532.94
₽ 5.09

Учительница с большой буквы

5 831 просмотр

В этом году День учителя в Казахстане впервые отмечается 5 октября. Накануне праздника я познакомилась с удивительной учительницей начальных классов Гульмирой ЗИНЕЛГАБИТОВОЙ. Когда узнала о ее способах выстраивания взаимоотношений с учениками – ну очень впечатлилась. И решила, что этот человек, безусловно, заслуживает публикации о ней.

Старшее поколение, в частности наши родители, часто рассказывали, что раньше к учителям было огромное уважение, что они пользовались авторитетом у учеников. В последние годы мы часто задаемся вопросом, как восстановить этот утраченный авторитет. Помню, как в детстве я хотела стать учительницей, но, к сожалению, это желание сбили мои одноклассники то ли в пятом классе, то ли в шестом. Я отказалась от своего желания, потому что каждый день видела, как они плохо отзываются о классной руководительнице, как не слушаюся ее. Мне от этого неуважения было больно, и когда я представила себя не месте учительницы, то просто заставила себя забыть об этой мечте. Зато её воплотила в своей жизни героиня моей статьи.

Не сразу Гульмира апай согласилась на разговор с журналистом. Очень скромная. Говорит, что таких как она много. Но на самом деле, это, к сожалению, далеко не так.

Гульмире 47 лет. Работа с детьми – ее любимое дело, но, окончив педагогический университет имени Абая в Алматы по специальности «дошкольное образование», а затем Прикаспийский колледж в Атырау по специальности «учитель начальных классов», она не сразу попала в школу. Это было связано с семейными обстоятельствами – ей пришлось забыть о работе и много времени проводить с семьей. Но спустя несколько лет она всё же стала учительницей, и оказалось, что это её призвание.

Вообще педагогом она хотела стать с детства. И не просто учительницей, а справедливой. О буллинге и дискриминации в школах она знает не понаслышке, видела всё это, когда сама была школьницей. Ей было больно смотреть, как некоторые ее сверстники подвергаются притеснениям со стороны одноклассников, да и учителей тоже. Тогда она решила для себя, что когда сама станет учительницей, то никого из ребят не даст в обиду и научит своих подопечных уважать друг друга.

И это у неё получилось.

Сейчас Гульмира Темирболатовна – классная руководительница 3-го класса, который ведет с нулевого. Это ее первый класс и единственный. Она считает, что должна все свое время уделять только одному любимому классу и не отвлекаться на другой. Она очень внимательно следит за каждым своим учеником, особенно за тем, как они относятся друг к другу, старается быть для них справедливой и создавать между ними доверительные отношения.

Однажды в классе для одного мероприятия у нескольких девочек не было денег на юбку. Узнав об этом, она заплатила за них из своего кармана, причём представила дело так, что будто бы заплатили их родители.

И тут я вспомнила свои школьные годы в Атырау. Это были 90-е. На школьный ремонт собирали по 100 тенге  (а это не нынешние 100, как вы понимаете), я и еще один мой одноклассник не сдали, и нас оставили после уроков, заставляя краснеть перед всеми. Понятное дело, что мы не сдали деньги не из-за того, что не хотели – их у нас просто не было. Но это чувство унижения и обиды до сих пор помнится.

После грустного моего отступления по контрасту вернемся к нашей Гульмире апай. Она старается в каждый знаменательный день, праздники, дни рождения устраивать ученикам приятный сюрприз. Покупает на свои деньги всякие сладости и делает каждому подарки – с письменными пожеланиями. Например, в День благодарения она написала ярким фломастером на альбомном листе пожелания, они все разные. Одно из них например: «Мы в тебя верим, ты в этом году будешь учиться лучше!». Этим она мотивирует детей к учебе. 1 сентября всё в классе было оформлено по осеннему вайбу, и на каждой парте ребят ожидал подарочек с надписями «С днем знаний!», «Моя школа – золотое гнездышко», «Прощай, лето!». 

После уроков Гульмира апай задерживает отстающих для дополнительных занятий, причём и здесь не без теплоты: на передней парте красуются шоколадки, которыми ученики смогут полакомится после окончания занятий.

– Но перебарщивать со сладостями тоже нельзя, и принцип «ты мне – я тебе» не всегда уместен в школьных стенах – я это тоже учитываю, – говорит Гульмира апай.

На переменах она устраивает детям интеллектуальные игры. Например, они двигают стаканчики по цифрам и мысленно их делят и умножают. Эти и другие игры она придумывает для того, чтобы уберечь их от стычек со старшеклассниками.

Вот как она рассказывает о своем ученике, о котором думала, что он так и не раскроется:

– Фархад (назовем его такА.С.) в нулевом классе даже не смог выговорить свое имя. Одноклассники начали над ним подшучивать. Но я каждый раз всем объясняла, что смеяться над людьми нельзя, что все мы равные и не имеем права ущемлять друг друга. Они это, кажется, поняли, сейчас, наоборот, очень поддерживают Фархада. Он стал хорошо учиться, часто поднимает руку на мои вопросы. Недавно ребята хором попросили: «Спросите Фархада!». Это так радостно, когда видишь плоды своего труда! А недавно я похвалила свой класс, что они на уроках сидят тихо и ведут себя дисциплинированно, поблагодарила их за то, что мои коллеги хвалят их за достойное поведение.

И действительно, учитель английского языка недавно был приятно удивлен, когда в его отсутсвие ребята из класса Гульмиры апай сидели тихо, положив руки на парты – как будто учитель никуда не выходил.

– А как вы относитесь к тому, что некоторые учителя, не поладив с родителем, косо смотрят на его ребенка, на ученика? Я несколько раз слышала о таком от родителей.

– Такого нельзя допускать, это грубейшее нарушение педагогической этики. Личную неприязнь нельзя вмешивать в работу и вообще показывать. Родители доверили тебе своего ребенка, а значит ты в ответе за него в школе во всем – в учебе, в коммуникации со сверстниками, с другими учителями. Но и от родителей тоже многое зависит. Вот в случае с Фархадом оно так и происходит. Если бы не его мама и ее требовательность и щепетильность в отношении своего ребенка, то вряд ли бы мы с ним достигли таких результатов, говорит Гульмира апай.

Хорошо, что есть на свете есть такие учителя, которые вовремя могут поддержать, мотивировать, направить в нужное русло. Переживают за каждого ученика, понимают всю отвественность педагога. Вот такому учителю я бы с удовольствием доверила обучение своего ребенка.

Айнур САПАРОВА

Фото из личного архива Г. Зинелгабитовой

5 октября 2023, 10:49

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.