В атырауском Центре выплаты пенсий и пособий прошла встреча с начальником управления накопительной системы министерства труда и соцзащиты населения Гульзадой СУЛТАНОВОЙ.
БАЛАМУТ МАРЧЕНКО
Горожанка Сакон ХАБИЕВА первой задала вопрос, который волнует всех:
– Неужели пенсионный возраст будет ещё увеличен?
– Успокойтесь, этого не произойдёт. Просто председатель Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО озвучил рекомендации Всемирного Банка, основанные на опыте европейских стран. У них поздний выход на пенсию обусловлен сокращением трудоспособного населения, тогда как продолжительность жизни больше, чем у нас. У нас демографическая проблема стоит не так остро, а люди живут меньше. Поэтому решено было не рассматривать этот вопрос. А вообще предлагалось, чтобы женщины выходили на пенсию наравне с мужчинами, в 63 года. По статистике, наши женщины после выхода на пенсию живут ещёкак минимум 20 лет.
– А как вы лично относитесь к этой идее?
– Я сейчас тоже в предпенсионном возрасте, думаю, что было бы тяжело работать до 63. Тем более нам, госслужащим, интенсивно работающим с 9 до 19 с одним выходным.
С. Хабиева задала ещё один вопрос:
– Несколько лет назад я переехала в Казахстан из России. Могу ли я забрать оттуда свои пенсионные накопления?
– Нет, не можете. В России нет персонифицированного учёта, как у нас. Там деньги, образно говоря, поступают в общий котёл. А вот люди, уезжающие из Казахстана, как раз могут забрать средства, накопленные в пенсионных фондах.
СИСТЕМУ НАДО МЕНЯТЬ
Кибатолла АКБАЕВ пришёл пожаловаться на маленькую пенсию. Заместитель директора департамента по контролю и социальной защите населения Маншук ЛЕПЕСОВА на месте стала разбираться с документами – оказалось, мужчина получает минимальную пенсию из-за утерянной когда-то трудовой книжки с 14 годами стажа. А предприятие, на котором он работал в эти годы, давно ликвидировали, не оставив к тому же никаких следов в архивах. Но, по словам Акбаева, есть свидетели – бывшие коллеги с исправными трудовыми книжками, которые могут подтвердить, что работали вместе с ним. Пенсионеру рекомендовали обратиться в суд по гражданским делам, который вынесет решение о том, что документы восстановлению не подлежат, и на основании свидетельских показаний зачтёт ему эти годы в трудовой стаж.
– Так и сделаю, – вздохнул Акбаев. – Мне хотя бы до 40 тысяч пенсию довести, а то на 20 тысяч тяжело жить.
Чиновники местного и республиканского уровней были солидарны в том, что нашей пенсионной системе нужна реформа. Потому что при нынешнем, запутанном, учёте многие пенсионеры не получают заслуженную достойную пенсию. Султанова сообщила, что сейчас рассматривается несколько вариантов пенсионной реформы.
ТРОЕ БЕЗРАБОТНЫХ И АЛЬЦГЕЙМЕР
Своей бедой поделилась женщина из Индера. Уже несколько лет она и две её сёстры ухаживают за пожилой матерью, страдающей болезнью Альцгеймера.
– Мы не хотим никуда её отдавать, а просим назначить пособие по уходу. Несколько месяцев назад я и сёстры попали под сокращение, поэтому пособие стало бы для нас большой подмогой.
Тут же выяснилось, что пособие по уходу за людьми, страдающими заболеваниями такого рода, законом не предусмотрено. Но женщине пообещали помочь с трудоустройством, поскольку сокращению в этой семье подверглись сразу 3 человека.
– У нас сейчас лежит более 100 заявлений от родственников психически нездоровых людей с просьбой разместить их в специализированном учреждении на постоянной основе. А у нас единственное такое учреждение – Сарайчикский психоневрологический интернат, и он переполнен, – сообщила представителю Минтруда замначальника областного управления координации занятости и социальных программ Гульмира ШАКИРОВА.– Мы неоднократно поднимали на уровне республики вопрос о строительстве ещё одного интерната, но никакого ответа не дождались.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА