Российская армия использует на фронте в Украине в качестве «мяса» штрафные батальоны — подразделения «Шторм Z», которые формируют из военнослужащих, допустивших дисциплинарные проступки. Об этом пишет агентство Reuters со ссылкой на источники, в том числе пятерых бойцов этих подразделений, передает The Insider.
Никакой юридической процедуры отправки в «Шторм Z» нет, для этого достаточно устного приказа командира.
Источники агентства, знакомые с ситуацией, и сами бойцы заявили, что уже сотни военных-правонарушителей были отправлены в штрафные подразделения. Однако точное количество находящихся там военнослужащих неизвестно. По словам бойцов, не многие из отправленных в «Шторм Z» выживают.
Рядовой войсковой части № 40318, который в мае-июне был отправлен в район Бахмута, заявил, что бойцы «Шторма Z» — это «просто мясо». По его словам, он оказал медицинскую помощь группе из шести-семи раненых бойцов «Шторма Z» на поле боя, не подчинившись приказу командира оставить их. Рядовой заявил, что не знает, почему командир отдал такой приказ, но утверждает, что это типичный пример того, что бойцы штрафного батальона считаются менее ценными, чем обычные солдаты. Офицер этой части отказался ответить на просьбу Reuters прокомментировать ситуацию с «Штормом Z» и завершил разговор. Кремль переадресовал вопросы агентства в Минобороны, в ведомстве на вопросы журналистов не ответили.
Еще один экс-заключенный, завербованный на войну в Украину из колонии, рассказал, что в июне в боях под Бахмутом были убиты или ранены все, кроме 15 человек из 120 бойцов его подразделения, входившего в состав 237-го полка.
Другой военнослужащий, попросивший об анонимности, рассказал, что сочувствует судьбе этих бойцов: «Если коменданты ловят кого-нибудь и чуют запах алкоголя, то сразу отправляют в штурмовые отряды».
Еще тринадцать опрошенных, среди которых четыре родственника участников «Шторма Z», а также три солдата регулярных частей, взаимодействовавших с отрядами «Шторм Z», попросили об анонимности, опасаясь репрессий в РФ. Reuters отмечает, что верифицировало всех бойцов по уголовным делам, аккаунтам в соцсетях, а также по беседам с их сослуживцами и членами их семей.
В Conflict Intelligence Team пояснили, что отряды «Шторм Z» полезны для Минобороны России тем, что их можно использовать в качестве расходной пехоты. Бойцов «Шторма Z» просто отправляют «на самые опасные участки фронта — как в оборону, так и в атаку».
В июле о «Шторме Z» рассказала проекту «Можем объяснить» сестра бывшего заключенного, завербованного в это подразделение. По ее словам, заключенных из ЧВК Вагнера отправляли в «Шторм Z», у людей в этом подразделении нет ни справок, ни контрактов — подписанные с Минобороны документы у них изымают, а при звонке на горячую линию ведомства отвечают, что такие люди у них не числятся.
Прокремлевские СМИ и агентства, в том числе ТАСС, неоднократно писали про отряд «Шторм Z», однако не приводили никаких подробностей. Официально бойцы подразделения получали медали от Минобороны, однако есть ли у бойцов «Шторма Z» контракты с ведомством, не сообщалось.
The Insider обращал внимание на то, что заключенные, которых набирали в ЧВК Вагнера для участия в войне с Украиной и обещали им взамен освобождение, после контракта возвращаются в родные города и сёла, где начинают терроризировать местных жителей. Нередко вернувшиеся с войны мужчины злоупотребляют алкоголем или умирают от передозировок психоактивными веществами, многие бывшие заключенные возвращаются к преступлениям: в России уже известны случаи совершенных бывшими наемниками убийств, в том числе членов их семей.