Атырау, 3 мая 05:07
 ясноВ Атырау +18
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

Спектакль с намёком

5 788 просмотров

Театр «Шам», приехавший на гастроли из Алматы, отметил в Атырау свою годовщину. В прошлом году 4 сентября был поставлен первый спектакль «№37». В этот же день в Атырау состоялся 37-й в этом году спектакль этой постановки.

Любящая искусство публика Атырау тепло встретила команду актеров. Спектакль оставил бурю эмоций. Он заставил меня плакать, смеяться и снова плакать... Актеры играли, отдаваясь и сердцем и душой.

Самый старший участник актерского состава – 69-летний заслуженный артист РК Сагызбай КАРАБАЛИН, уроженец Атырау. С 2004 года является актером Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова. Как и другие коллеги, он работает по контракту в частном театре «Шам». Он хорошо известен по телепроекту «Кымызхана», ранее транслировавшемуся на телеканале «Казахстан». Сыграл в таких фильмах, как «Күй ғұмыр», «5:32», «Алпыстан асып барамын», «Ауылбайский участковый» и многих других. Сейчас он принял приглашение сняться в фильме «Жезтырнак».

Сагызбай Карабалин родился 12 октября 1954 года в селе Сагыз Кызылкогинского района. Сагызбаем назвали его в честь этого села. В его семье 10 детей. 90-летняя мать приехала из села Миялы посмотреть выступление своего знаменитого сына.

Наше знакомство с Сагызбай ага произошло весьма интересно. На следующий день после просмотра спектакля «№37» я шла на работу по набережной и возле гостиницы «Ренко» увидела сидящего на скамейке актера, внимательно смотрящего на реку. «Может быть, он набирается сил после вчерашней эмоциональной игры» - сразу пришло мне на ум. Хотя я прекрасно понимала, что не следует беспокоить человека, но вопросы крутились у меня в голове и не давали покоя. После вчерашнего выступления мне хотелось узнать некоторые подробности сюжета из спектакля. А именно, что потерял в Балхаше главный герой, пропавший на 15 лет. Этот вопрос, к слову, возник у многих зрителей после спектакля.

Сагызбай ага не сразу согласился на интервью, но потом передумал, все-таки годовщина.

- Сагызбай ага, вчерашний спектакль заставил нас всех плакать. Это был аттракцион эмоций. Это было высшее искусство. Я была рада видеть, как актеры выложились на все 100 процентов: у зрителей эмоции зашкаливали. После спектакля выяснилось, что на следующий день его снова отыграют на сцене, возник вопрос: как актеры набирают силы для нового эмоционального прыжка, как они преодолеют это напряжение и профессиональное выгорание?

- Мы уже люди в возрасте, к этому привыкли. Рано ложимся спать и рано встаем. А молодой состав нашей труппы отдыхает до обеда. Так они копят энергию. Часто актеры долго не могут заснуть после спектакля, проигрывая в уме все то, что только что пережили на сцене.

- Многие делятся впечатлениями в социальных сетях - билеты дорогие, но зрительный зал был полон. Как финансируется театр?

- Без рекламы никуда. Этот театр открыли известные актеры Асан МАЖИТ и Еркебулан ДАЙЫРОВ, которые также играют в этом театре. Они вложили собственные деньги, есть и спонсор. Независимо от цены билета, куда бы мы ни пошли, везде аншлаг. Это радует. Управлять театром непросто. Деньги от стоимости билетов идут на транспортные расходы, проживание, зарплату, аренду театрального зала. За театральный зал некоторые просят до 2 миллионов тенге!

- Кто режиссер этого спектакля?

- Режиссер Фархат МОЛДАГАЛИ. Он также работает художественным руководителем Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова.  

- Первая сцена спектакля начинается с видеосюжета корреспондента «Азаттық Радиосы» Манаса КАЙЫРТАЙУЛЫ о январских событиях, который показывают по телевидению. Это о январских событиях, верно?

- О январе в спектакле актеры ни слова не говорят. Упоминается только в сюжете. В основе сюжет пьесы «Сады Астары» азербайджанского драматурга Исмаила ИМАНА. Но его изменили, чтобы приблизить к Казахстану. Художественное решение режиссёра.

Когда в городе происходит взрыв, семья главного героя видит его портфель, залитый кровью, и думает, что он мертв. В списке пострадавших он номер 37. Могила построена, и вот спустя 15 лет главный герой возвращается домой. Даже его брат не верит, что он жив. Его жена зла, она не понимает, почему он скрывался 15 лет, и не может простить его за это. Не может простить и за то, что следуя обычаю, ей пришлось выйти замуж за его брата. Я не ассоциирую сюжет с январскими событиями, ведь история происходит в 2037 году. Если парень пропал 15 лет назад, посчитайте сами год. Зритель сейчас умный. Он сам все хорошо понимает.

- Если идет 2037 год, то 15 лет назад - это будет 2022 год. Аналогия с 2022 годом явная...

- Да, это так. Главный герой, едущий на междугороднем такси, приходит в сознание в городе Балхаше. Домой он не вернулся из-за того, что боялся, что его будут преследовать правоохранительные органы. В январе тоже было подобное. Невинные люди во время прогулки попали на видео уличных камер, затем их арестовали и увезли. Мы все еще чувствуем последствия тех событий. Все эти провокаторы... В любой момент, когда народный протест обостряется, такое происходит. Мы должны понимать последствия всего того, что совершаем, каждый шаг.

- Вопрос о приватизации театров поднимался ранее. Что вы об этом думаете?

- Театр может быть закрыт. Директор театра приглашает режиссера поставить успешный спектакль, урезает актерский состав. Он берет только тех, кто играет в этом спектакле. А дальше успех пьесы зависит от темы. Хорошо, если зрителей собирается много, если нет - это потеря и в конечном итоге приводит к закрытию.

- Что вас беспокоит в сфере искусства?

- Зарплаты актеров очень низкие. Средняя зарплата 150 000 тенге, некоторые зарабатывают больше, но ненамного. Мы участвуем в фильмах и других проектах, чтобы иметь дополнительный доход. А это может помешать основной работе с точки зрения времени и подготовки. Спектакли тоже требуют немалых денег. Одна постановка стоит 23-30 миллионов тенге. На свои средства театр спектакль поставить не сможет.

- Как вы поддерживаете себя в форме?

- Так как я театральный актер, то обязан быть в форме. Кроме того, с возрастом, вжившись в образ в спектаклях и играя изо всех сил, это влияет на наше эмоциональное состояние и здоровье. Поэтому я встаю в пять утра, бегаю, гуляю, занимаюсь спортом и обливаюсь холодной водой. Также употребляю саумал.

- Спасибо за беседу!

Айнур САПАРОВА

Фото автора

Справка «АЖ»:

Сагызбай КАРАБАЛИН - С 1973 по 1978 год учился актерскому мастерству в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина в Москве.

В 1978 году начал свою карьеру в Торгайском областном музыкально-драматическом театре имени С. Кожамкулова.

В 1983-1992 гг. под руководством главного режиссера театра Жаната Хаджиева работал режиссером-постановщиком этого же театра.

В 1997 году приказом Министерства культуры Республики Казахстан перевелся в Атырауский областной драматический театр имени Махамбета на должность режиссера-постановщика.

С 2004 года – актер Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова.

8 сентября 2023, 14:53

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz