Наша память поддаётся дрессировке
Можете вспомнить в подробностях минувший понедельник? А отправляясь в супермаркет, покупаете всё, что запланировали? Нужно ли вам записывать дела на предстоящий день, не надеясь на память? Люди получают за свою жизнь огромное количество информации, однако большую часть забывают. И мирятся с этим, считая, что хорошая память либо есть, либо её нет. И ничего тут не поделаешь. Оказывается, это не совсем так.
Дина БАЙТЕМИРОВА, в прошлом преподаватель английского языка, потратила 4 года на изучение вопроса, что же делать с никудышной памятью. За это время она собрала много информации и прошла обучение в Центре скорочтения и развития памяти в Москве. Сегодня она ведёт собственные курсы, которые посещают взрослые и дети.
ПРО КРЫСУ И БИССЕКТРИСУ
– Многие родители жалуются на плохую успеваемость своих детей в школе, мол, у ребёнка память плохая. Отсюда и занятия с репетиторами по принципу «повторение – мать ученья». На самом деле ребёнку надо тренировать память с помощью специальных упражнений, и тогда ему не придётся зазубривать стихотворения и исторические даты, намного быстрее будут даваться иностранные языки, – говорит Дина Байтемирова. – Упражнения даются в лёгкой игровой форме и основаны на образной памяти. К примеру, «море» – это не просто бескрайние просторы, но и шум прибоя, крики чаек, лёгкий солоноватый запах. Благодаря таким вот образам человек может вмиг запомнить и воспроизвести в нужном порядке до 25 слов, и это далеко не предел.
По словам преподавателя, методика образной памяти освобождает школьника от зазубривания сложных теорем, математических формул:
– Всем знакомый пример: биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам… Тут уже не забудешь, что биссектриса делит угол пополам. Или другая наводка, помогающая выучить последовательность цветов в спектре: “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан”. А астрономы, к примеру, запоминают порядок планет нашей солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка». Из любой скучной формулы можно составить яркий рассказ. Непонятное станет понятным и уже никогда не вылетит из головы.
Почему каждый наш день похож на любой другой как две капли воды? Почему вечером за ужином порой не удаётся вспомнить, что было на обед? Знакомо?
– Далеко ходить не будем. Обратите внимание на людей, которые утром едут в автобусе. Они погружены в себя, всё, что происходит вокруг, пролетает мимо. А прожитый день заполняется «туманом». А нужно быть здесь и сейчас. Попробуйте в автобусе понаблюдать за людьми – во что они одеты, их жесты, выражения лиц. А вечером вспоминайте образы, выстраивая их в общую картинку утренней поездки. Такое несложное упражнение хорошо тренирует нашу память.
Моя собеседница поделилась ещё парой секретов, которые помогут освежить мозг.
ВОЛОСЫ ДЫБОМ
Нам потребуется чистый лист бумаги, пара ручек и любой текст. Берём в обе руки ручки и начинаем переписывать текст следующим образом: первое слово пишем левой рукой, второе – правой, третье опять левой и так далее. Главное условие – писать двумя руками одновременно!
– Сначала упражнение будет даваться очень сложно, для мозга будет такой напряг, что, образно говоря, волосы на голове зашевелятся. Но уже через пару дней начнёт получаться. Это упражнение очень важное. Когда мы одновременно делаем разные вещи, у нас возникают нейронные связи между полушариями мозга, и память увеличивается в разы. Доказано, что выполнение только этого упражнения каждый день в течение десяти минут через месяц увеличит объём памяти в два раза. Каждый прожитый день отложится яркой картинкой, можно будет вспомнить любое событие без особого напряжения. А если практиковать этот приём и дальше, объём памяти можно увеличить раз в десять.
МАСЛО – НА ДВЕРИ, МОЛОКО – НА ДИВАНЕ
Перед походом в магазин вовсе не обязательно составлять список покупок. Достаточно воспользоваться простым, но действенным методом Локи (называемый также «методом мест»). Для начала надо пройтись по одной из комнат своей квартиры и пронумеровать каждый предмет мебели, который встретится у вас на пути. Запомните список. Так как это хорошо известное вам место, трудностей не будет. В среднем может получиться до двадцати слов-пунктов. Это основные, ключевые слова, которые вы будете использовать для запоминания совершенно других слов. Предположим, у вас получилось что-то типа: «дверь, стол, шкаф, диван», а запомнить вам надо список продуктов, которые необходимо купить в магазине: «сливочное масло, картошка, хлеб, молоко».
Далее связываем каждый продукт с предметом из ключевого списка (предметом мебели) и стараемся это красочно представить. Сливочное масло, размазанное по двери, картошка, рассыпанная на столе, шкаф, битком забитый хлебом, диван, насквозь промокший от молока… А в магазине вспоминаем эти картинки и не забываем взять с полки то, за чем пришли.
Этот метод можно использовать и при составлении списка дел на предстоящий день. Мысленно вешаем на дверную ручку телефон, из трубки которого выскакивает человек – с ним нужно созвониться; открываем шкаф, а из него вываливается ворох квитанций – нужно оплатить комуслуги; на диване прыгает до потолка классная руководительница ребёнка – не забыть про родительское собрание… Ну, и так далее.
ЭТО БЫЛО ИЛИ НЕ БЫЛО СО МНОЙ?
В американском фильме «Вечное сияние чистого разума» показана машина, избавляющая человека от определенных воспоминаний. Но это фантастика. Освобождать мозг от ненужной информации нам приходится самостоятельно, и для этого тоже есть ряд нехитрых приёмов.
– В неприятной ситуации, когда человек испытывает дискомфорт, ему надо попытаться взглянуть на происходящее со стороны, – говорит Дина Байтемирова. – Случившееся видится как эпизод из чужой жизни или фильма. Отстранённо наблюдаем, а потом и вовсе забываем.
Есть ещё один метод. В мыслях закрашиваем неприятные события какой-нибудь яркой краской. Сжигаем в пламени свечи ненужные даты, телефоны и любые другие образы, которые нам не нужны. Можно представить берег моря и написать на песке то, что нужно забыть. Волна набегает и смывает надпись… Умение забывать имеет такое же значение, как и умение запоминать. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений, готовясь к приёму новой информации. При этом старая не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда её при необходимости можно извлечь.
КСТАТИ
Память бывает двух видов – кратковременная или оперативная и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память огромное количество сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные т. н. старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события многолетней давности, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.
***
По мнению учёных, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум. Правда, после пятого сигнала он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери.
***
Большинство исследований доказывают: память человека улучшается вплоть до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью, после чего начинает постепенно угасать.
Тамара Сухомлинова