– Пару недель назад был задержан вылет самолёта из Астаны в Атырау. Сотрудники авиакомпании ограничились лишь сообщением о задержке рейса за полчаса до вылета. За это время нам не предоставили полагающейся в подобной ситуации еды и питья. В тот вечер задержали многие рейсы из Астаны. Формальная причина: в связи с поздним прибытием самолёта. Несёт ли авиаперевозчик какую-либо ответственность перед пассажирами за задержку вылета?
Вопрос по телефону
Комментирует юрист адвокатской конторы «Слово Защиты» Аслан ЖОЛБОЛОВ:
– Подобные ситуации имеют место в нашей жизни, и законодатели это предусмотрели. Вот только не все граждане об этом знают. В подобных случаях любой пассажир вправе рассчитывать на компенсацию причинённых ему неудобств. Статья 18 закона «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 года (далее – закон) гласит, что перевозчик обязан доставить груз или багаж в пункт назначения в срок, установленный Правилами перевозки грузов и багажа, утверждёнными уполномоченным государственным органом. При задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место.
Сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретённого билета. Стоит отметить, что этот штраф действует в отношении всех перевозчиков: не только авиа-, ж.-д., но и автомобильным транспортом и другим.
Перевозчик обязан при задержке рейсов на 10 часов и более предоставлять за свой счёт пассажирам места в гостинице и питание.
За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50% платы за перевозку. За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50% платы за перевозку.
Однако нужно заметить, что перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по его вине.
Более того, указанная норма закона предусматривает, что перевозчик также несёт ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место.
Также данной статьёй предусмотрено, что по запросу пассажира ему может быть выдан официальный документ или сделана отметка в билете о причине задержки перевозки.
Подобная мера защиты потребителя услуг также содержится в пункте 79 “Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан”, утверждённых приказом председателя Комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан №182 от 25 апреля 2003 г. Следовательно, любой пассажир или потребитель услуг авиакомпаний, который претерпел какие-либо неудобства по вине перевозчика, вправе рассчитывать на компенсации и возмещение убытков. Для этого пассажиру в обязательном порядке необходимо соблюсти определённый порядок действий.
Согласно статье 17-1 закона, до предъявления к перевозчику иска по спорам, связанным с перевозкой, обязательно предъявление ему претензии. Претензии могут предъявляться в течение трёх месяцев, а претензии об уплате штрафов и пени – в течение одного месяца. Практика показывает, что, как правило, транспортные компании после получения подобных претензий без лишних слов возмещают и выплачивают штрафы, достаточно лишь приложить к претензии копию билета, удостоверение личности и реквизиты.
Если всё же перевозчик не отреагировал на вашу претензию или претензия отклонена, у заявителя возникает право на предъявление иска в суд.
В Атырау -1