Три недели назад стало известно о существовании так называемого «полуторного трека», или неофициального канала переговоров между США и Россией, которые пытается наладить группа отставных американских дипломатов (Россия отрицала существование этого канала, но администрация Байдена подтвердила, что ей известно об этих контактах, но она в них ни в каком качестве не участвует), передает BBC News.
Издание Moscow Times, функционирующее в эмиграции, публикует обширные цитаты одного из участников этих обсуждений. Имя собеседника издание не называет (но использует местоимение «он»); телеканал NBC, первым сообщивший о переговорах, называл в числе участников Ричарда Хааса, Чарльза Купчана и Томаса Грэма, теперь известных как эксперты по международным отношениям.
Переговоры продолжаются: контакты происходят как минимум дважды в месяц, часто в онлайн-формате, но анонимный эксперт рассказал, что лично ездит в Москву «как минимум каждые три месяца» (он не уточнил, когда он начал это делать).
Источник Moscow Times высказался против тезиса, порой звучащего от представителей администрации, о том, что в результате войны Россия должна быть стратегически ослаблена. «Попытка изолировать и искалечить Россию вплоть до унижения и распада сделает переговоры почти невозможными — мы уже это видим в нежелании московских чиновников идти на контакт», — цитирует его газета. «Кстати, мы подчеркивали, что США нуждаются, и продолжат нуждаться, в достаточно сильной России, чтобы создавать стабильность на ее периферии. США желают России со статегической автономией, чтобы США могли развивать свои дипломатические возможности в Центральной Азии. Нам, в США, необходимо признать, что тотальная победа в Европе повредит нашим интересам в других частях мира», — говорит экс-дипломат. «Российская сила — это необязательно плохо», — добавляет он.
Российские участники контактов не могли определить, что для них означает победа или поражение. По словам источника, они признавали, что не хотели войны и считают ее ошибкой. «Но раз война идет — потерпеть унизительное поражение для этих парней не вариант», — оговаривается экс-дипломат.
«Это не означает, что мы бросаем Украину или Европу, — продолжает он. — Скорее, мы хотим найти способы гарантировать независимость Украины, при этом возвращая Украину как более креативного игрока в сфере европейской безопасности».
Участники «полуторного трека» предлагали Москве варианты, далеко отступающие от официальной позиции западных стран: например, провести настоящие, честные референдумы под международным наблюдением о принадлежности украинских регионов, которые Россия аннексировала. Западные страны продолжают считать эти территории законной частью Украины и настаивают, что никогда не признают российские аннексии. Это предложение не вызвало интереса с российской стороны — им была заявлена официальная позиция.
По ощущениям собеседника Moscow Times, секретные переговоры зашли в тупик. «В российской дипломатии теперь все взаимоувязано, все построено вокруг войн, так что невозможно продуктивно заниматься дипломатией», — сетует он. И проблема не столько в российской элите в целом, сколько лично в Путине, добавляет переговорщик. «Путин — это главное препятствие для всякого прогресса. Американская администрация предприняла как минимум одну попытку поговорить с Кремлем, но сам Путин отказался», — рассказывает источник.