Суд по иску областного департамента торговли и защиты прав потребителей к АО Kсell продолжится в Алматы. А пока оператор сотовой связи готовится вновь повысить свои тарифы.
Напомним, поводом для разбирательства стали жалобы абонентов оператора сотовой связи (жителей Атырау) на изменения тарифного плана в одностороннем порядке без их на то согласия (впрочем, право оператора на повышение тарифа прописано в публичном договоре). Изначально жалобы атыраусцев принимало общественное объединение «Қара Шаңырақ Қазақстан». А впоследствии департамент торговли и защиты прав потребителей Атырауской области подал в суд и потребовал признать действия Kсell незаконными, исключить из публичного договора ущемляющие права абонентов условия, а также произвести перерасчет и вернуть деньги потребителям всей страны.
Процесс начался весной в Атырауском экономическом суде, куда ответчик подал два ходатайства. Первым делом юристы Kсell попросили передать иск в экономический суд Алматы, то есть по месту нахождения центрального офиса компании. И, несмотря на возражения истца, ходатайство это было удовлетворено.
Во втором ходатайстве говорилось о необходимости вернуть исковое заявление департаменту, поскольку в нем не указаны конкретные потребители, суммы якобы имевшей место переплаты и соответствующие расчеты. Кроме того, по мнению ответчика, в компетенцию истца не входит обращение в суд в защиту прав неопределенного круга лиц. Поскольку в Атырау данное ходатайство рассматривать почему-то не стали, Kсell продублировал его в экономический суд Алматы, который 1 июня принял дело в свое производство. Причем дотошные юристы ответчика выяснили, что трое недовольных их услугами заявителей на самом деле являются абонентами другого оператора сотовой связи. Но…
– В апреле к нам поступила еще одна коллективная жалоба от абонентов из числа жителей Атырауской области на одностороннее изменение тарифного плана. Люди по этому поводу неоднократно письменно обращались в АО «Кселл», но безрезультатно, – говорит и. о. руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей Алем УАЛИЕВ. – Мы вновь направили оператору сотовой связи досудебную претензию, которая была проигнорирована, а затем подали заявление в экономический суд Алматы с теми же требованиями, что и в первом иске. И теперь ходатайствуем объединить оба дела.
Тем временем 17 апреля министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности своим приказом ввело в действие новые правила оказания услуг связи. Теперь отечественные операторы могут менять только стоимость тарифного плана, но не его наполнение (количество минут, гигабайт) или другие условия.
Более того, в Казахстане планируется введение государственного регулирования цен на услуги сотовой связи. Республиканское Агентство по защите и развитию конкуренции разработало консультативный документ регуляторной политики, где говорится, что «в стране наблюдается снижение состязательности за клиента между операторами, увеличились жалобы на повышение цен, на навязывание потребителям невостребованных услуг, а также на качество услуг связи и интернета». В связи с этим предлагается введение государственного регулирования цен на услуги сотовой связи путем отнесения данной сферы к общественно значимым рынкам. Ожидается, что проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам конкуренции» передадут в мажилис в декабре этого года.
А пока суд да дело, АО Kсell массовой рассылкой sms уведомляет об очередном повышении тарифов. Абоненты не замедлили выразить свое возмущение в социальных сетях.
Лев ГУЗИКОВ