Нурлан Жумагулов, автор аналитического телеграм-канала Energy Monitor
Недавняя остановка каталитического риформинга на Шымкентском НПЗ пролила на свет множество интересных вещей.
Помните, с высоких трибун нам вещали, что после модернизации наши НПЗ будут выпускать бензин класса Евро-5?
Оказалось, что нашим НПЗ ещё далеко до топлива класса Евро-5, поскольку на НПЗ используются присадки Монометиланилин (ММА) для увеличения октанового числа бензина (доведение до Аи-95).
К слову, данная присадка запрещена не только в США и Европе, но и в соседней России (не зря автолюбители любят российское топливо).
Но и приобрести присадку ММА оказалось крайне сложно (российский завод реализует только через посредника).
Китайские партнёры (CNPC) КазМунайГаза на Шымкентском НПЗ раздражены происходящей ситуацией до такой степени, что уже сами заказали CPTDC (дочерняя компания CNPC) поставку теплообменника T-251 производства компании LANPEC. Более того, китайцы готовы через CPTDC поставлять присадку ММА дешевле, чем сейчас покупают НПЗ через посредника (но могут пострадать интересы агашек).
Более нелепым выглядит инициатива чиновников на запрет оформления в Казахстане авто классом ниже Евро-5, когда наши НПЗ выпускают топлива Евро-4.
Когда нибудь наши НПЗ перейдут на Евро-5 (потребуется дополнительная модернизация), но к этому времени мир перейдет на Евро-6 или вовсе пересядут на электромобили.