Президент России Владимир Путин во вторник, 4 июля, предстал перед зарубежными лидерами впервые после мятежа ЧВК «Вагнер», ставшего крупнейшей угрозой его режиму за 23 года нахождения у власти, сообщает moscowtimes.ru.
Выступая перед главами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда входят в том числе Китай и Индия, Путин поспешил развеять сомнения, что утратил контроль над ситуацией в РФ.
«Российский народ как никогда консолидирован», — заверил Путин, обращаясь к председателю КНР Си Цзиньпину и индийскому премьеру Нарендре Моди.
Хотя до бунта «Вагнера» деятельность Евгения Пригожина одобряли 58% российских граждан, а после — почти треть сохранили поддержку, по словам Путина, никакого раскола в российском обществе не было и нет.
«Сплоченность и высокую ответственность за судьбу отечества российские политические круги, все общество наглядно продемонстрировали, выступив единым фронтом против попытки вооруженного мятежа», — заявил президент (его цитирует ТАСС).
Путин добавил, что «благодарит» и «высоко ценит» реакцию на события в России со стороны стран ШОС, которые, по словам российского президента, поддержали действия Кремля «по защите конституционного строя, жизни и безопасности граждан».
Индийский премьер, который в прошлом году отменил ежегодную очную встречу с Путиным из-за ядерных угроз в адрес Украины, стал одним из последних, кто позвонил российскому президенту после мятежа «Вагнера». По данным Кремля, их разговор состоялся лишь 30 июня — спустя неделю после того, как Пригожин остановил танки и согласился «уйти в Беларусь».
Си Цзиньпин и вовсе не проводил публичных переговоров с Путиным, а МИД КНР назвал неудавшийся военный путч «внутренним делом» России.
Ли Хуэй, спецпосланник председателя Си Цзиньпина по мирному урегулированию в Украине, еще во время майского визита в Киев выражал обеспокоенность перспективами Путина и тем, сможет ли он удержать власть, рассказал Nikkei Asia высокопоставленный украинский чиновник, участвовавший в переговорах.
По его словам, Ли Хуэй старался понять, насколько серьезно намерен Киев отвоевывать оккупированные территории в ходе контрнаступления, поскольку «даже ограниченный успех Украины может спровоцировать дестабилизацию в России».
Теперь в Пекине будут активнее изучать альтернативные сценарии развития политической ситуации, полагает Эндрю Смолл, автор книги «Без границ: внутренняя история китайской войны с Западом» и старший научный сотрудник Фонда Маршалла. «Беспорядки в России — один из худших возможных сценариев для Пекина, также там будут беспокоиться, насколько хорошо они понимают расстановку сил в Москве», — поясняет он.
Членами ШОС в настоящий момент являются восемь стран: Россия, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан.