Атырау, 17 мая 11:22
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 441.58
€ 480.00
₽ 4.86

Подняли тариф на мусор. Но какие ваши доказательства?

7 334 просмотра


После нашей публикации о повышении тарифа ТОО «Спецавтобаза» на вывоз ТБО в редакцию пришёл ответ от заместителя акима города Атырау Серика НСАНБАЕВА с обоснованием его расчёта.

«ТАРИФ ВСЁ ЕЩЁ НИЗКИЙ»

Вот текст обоснования, представленный акиматом: «Для расчёта тарифа МИО (местный исполнительный орган) в лице горЖКХ обратился в специализированную организацию ТОО “Ерай-Сервис” для расчёта тарифа, при котором МВО (мусоровывозящая организация) могла бы обеспечить вывоз ТБО, его сортировку и последующее захоронение на качественном уровне. Данной организацией был выведен тариф в размере 680 тенге/чел. Однако, понимая, что эта цифра слишком велика, мы выставили требование на её пересмотр. В результате тариф был пересмотрен до уровня 595, затем 460, и в конечном итоге была выведена цифра 395 тенге (средневзвешенная).

Данный тариф позволит МВО увеличить заработную плату сотрудникам, увеличить парк спецтехники и количество мусорных площадок, а также обеспечить 100% сортировку.

Расчёт тарифа производился согласно “Методике расчёта тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО”, утверждённой Приказом министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 14 сентября 2021 года №377 - в нём в основу расчёта ложится фактическая себестоимость вывоза мусора. Кроме того, считаем необходимым отметить, что даже при таком увеличении в 2 раза (с 205 тенге до 395 тенге) тариф все равно остается низким по сравнению с другими регионами».

«НЕ ДАЮТ ДОКУМЕНТОВ»

Всё выглядит вроде бы понятно, однако обоснование тарифа, как правило, выглядит как документ с большим количеством цифр, а не букв. Для сведения, обоснование тарифа должно быть четким и ясным документом, где представлены расчёты с указанием расхода и дохода.

- Все это время мы тщетно просим акимат представить все необходимые документы, чтобы самостоятельно всё проверить и подсчитать, - говорит председатель областного филиала ОО «Народная партия Казахстана» Балжан ДОСМУХАМБЕТОВА. - Можно подумать, что эти документы - какая-то коммерческая тайна, которая жителей Атырау не касается. Так быть не должно: прежде чем обязать платить за услуги Спецавтобазы, власти как минимум должны поставить горожан в известность о том, на что уходят их деньги.

КОДЕКСЫ, КОНТЕЙНЕРЫ И КАША ИЗ МУСОРА

Есть еще пара нестыковок в письме С. Нсанбаева. Он говорит, что данный тариф «позволит увеличить количество мусорных площадок». Однако согласно статье 367 Экологического кодекса РК на плечи абонентов никак не может быть возложена оплата дополнительных мест для сбора мусора. В пункте 2 этой статьи говорится, что это обязанность  местных исполнительных органов. Пункт 3 добивает: физические лица (то есть мы), проживающие в жилых домах, обязаны выносить мусор в контейнеры и оплачивать услугу транспортировки отходов. Никаких дополнительных статей и пунктов о том, что деньги должны идти еще и на покупку контейнеров, в Экологическом кодексе нет.

А вторая нестыковка содержится во фразе, что Спецавтобаза обеспечит 100% сортировку. На самом деле это невозможно. Отсортировать ТБО и разделить пластик, бумагу и стекло на 100% нельзя, просто потому что бумага и некоторые виды пластика, соприкасаясь с органикой, становятся непригодными для переработки. Да и, положа руку на сердце, сложно представить, как можно отсортировать всю эту кашу из мусоровоза. Если как в европейских странах, то органический мусор должен относиться жителями в специальный контейнер, из которого его перерабатывают в компост или биогаз. Пластиковые, металлические и стеклянные отходы относят в другие контейнеры, в которых они затем перерабатываются в новые продукты. Бумагу и картон собирают вместе и перерабатывают в бумагу.  Потом это всё должны забирать разные типы мусоровозов - для каждого вида свой. Поэтому очень сомнительно высказывание о 100% переработке и только силами Спецавтобазы. 

Но легко представить, что новый экологический кодекс загнал и самих чиновников в угол. В законе чёткая формулировка: запрещено захоронение пластика, бумаги, стекла. Но те же пластик, картон или стекло с остатками вторсырья в итоге всё равно попадут на полигон, потому что непригодный для переработки материал девать больше некуда. Поэтому действующий в Атырау полигон уже можно штрафовать за нарушение законодательства, давать предписания и снова штрафовать, потому что там с момента введения в силу нового кодекса вряд ли что-то изменилось.

КУДА ИСЧЕЗ «ГРИНСИТИКЛИНИНГ»?

Но вернемся к тарифу. В соцсетях за неимением другой информации ходят слухи, что в тариф, кроме услуг ТОО «Спецавтобаза», включена и цена незапущенного частного цеха по сортировке мусора ТОО «ГринСитиКлининг», построенного по испанской технологии за 3,5 миллиарда тенге. Почти половина, а вернее, 1,5 миллиарда - банковские займы.

- Чтобы вы понимали, я приведу аналогию. Предприниматель, к примеру, построил ресторан. Часть денег его, другая - это кредит в банке. Какое мы, жители, имеем к его бизнесу отношение? Никакого. Это его ресторан, его кредит… Но в ситуации с этим цехом, построенным предпринимателем Махмудом Мералиевым, получилось по-другому - люди должны гасить этот кредит, так как, мол, его цех отстроен для их же блага. К слову, перед строительством цеха должны были быть проведены общественные слушания. У людей должны были спросить мнение, нужен ли он кому, но нас никто не спросил. Общественные слушания начались, когда цех уже был построен, и всех просто поставили перед фактом. Однако теперь на всех слушаниях депутаты четко говорят, что сбором, вывозом и захоронением мусора в 100% объеме будет заниматься ТОО «Спецавтобаза». Отсюда вопрос - что у нас с сортировочным цехом? В социальных сетях тоже недоумевают, почему власти перестали говорить о новом цехе. Ведь он уже построен, дальше что с ним будет? Включены ли в тариф его услуги, если да, то почему нам этого не говорят?

…Еще одна странная формулировка, которой то и дело пользуются акиматовцы, это то, что нынешний тариф один из самых низких по сравнению с другими регионами. Но постойте! Как можно сравнивать города, где совершенно разные количество и плотность населения, размеры территории и соответственно объемы вывоза мусора? - говорит Б. Досмухамбетова.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

...Кто-то в социальных сетях попытался подсчитать, сколько получит Спецавтобаза, если 384 тысячи населения Атырау умножить на средневзвешенные тарифные 395 тенге. Другие задавались вопросами, почему так получилось, что у Спецавтобазы изношен парк спецтехники. Почему эту технику она до сих пор у кого-то арендует за баснословные суммы, вместо того чтобы ее купить? Сколько юридических лиц пользуется услугами Спецавтобазы и какой доход от них поступает? Сколько выделяет бюджет Атырау на санитарную очистку города? Какова мощность действующего сортировочного комплекса? В какие страны отправляют и какова выручка от отсортированного мусора (пластмасса, резина, стекло, бумага, металл)? Какой процент в расходах составляют оплата труда сотрудников Спецавтобазы и закупки ГСМ? Какая конкретно зарплата у простых рабочих в Спецавтобазе и насколько она отличается от зарплаты администрации ТОО? На эти вопросы вряд ли будут получены ответы.

ЧТО ПИШУТ ЛЮДИ

…«ТОО «ЕрайСервис», которое рассчитало тариф, возможно, исходило из того, что жители Атырау стали в 3 раза больше потреблять и соответственно больше выносить мусора? - пишет кто-то из местных граждан в социальном чате. - Объем мусора на одного человека они увеличили с 1,1 м3 до 2,8 м3... Потом, правда, вернули на прежний уровень. Но разве можно менять цифры, как им хочется?»

…«За последние 3 года ни зарплаты, ни пенсии почти не увеличились, - пишет другой пользователь соцсетей, - согласно официальной статистике, инфляция у нас 15-18%. Товары народного потребления, продукты, лекарства и т.д. за последние 3 года подорожали в 2 раза и более. Вам не кажется, что мы стали потреблять меньше и, может, количество мусора соответственно меньше. А тариф почему-то больше…».

А еще жителей очень раздражает, что новый тариф ложится и на плечи детей. Ведь средневзвешенные 395 тенге надо платить за каждого члена семьи, прописанного в квартире или частном доме, в том числе и малолетних.

ДЕПУТАТЫ: «МЫ НЕ ЛИЦЕМЕРЫ!»

Дополняя друг друга, в социальных сетях депутаты гормаслихата попытались объяснить, почему они проголосовали за повышение тарифа. Один из них - депутат по избирательному округу № 2 Юрий ЛИ: «…Несправедливость, алчность, грабёж, бездействие, равнодушие, лицемерие и много других негативных эпитетов прилетело в сторону депутатов…

Прежде чем принять решение о поднятии тарифа, мы с коллегами выезжали на Спецавтобазу, смотрели состояние предприятия, разговаривали с работниками: очень тяжёлое состояние, и работники просят поднять зарплату. ГСМ поднялись в цене, необходимо обновление материальной базы, очень много проблем из-за недостаточности финансирования», - пишет он, подкрепляя пост спецавтобазовским расчетом стоимости тарифа за 2019 год.  

СПЕЦАВТОБАЗА-2021: «МЫ УВЕРЕНЫ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ»

Однако возникает вопрос - почему Спецавтобаза оказалась в таком плачевном состоянии? В одном из последних по времени интервью с директором ТОО Алмасом ИЗТЛЕУОВЫМ, датированном 2021 годом, всё как раз наоборот. Вот цитата: «…В результате принятых инвестором жёстких мер удалось выплатить все задолженности ТОО “Спецавтобаза” перед кредиторами и налоговыми органами, исключить компанию из реестра недобросовестных поставщиков, сохранить коллектив, предотвратив социальный конфликт, и обеспечить бесперебойное функционирование мусорного полигона. В настоящее время предприятие стабильно работает, обеспечивая вывоз мусора и безопасное функционирование мусорного полигона. Разработан проект управления утилизацией и переработкой мусора на полигоне на период 2021-2024 гг.  Планируется приобретение дополнительного оборудования, что существенно повлияет на глубину сортировки и утилизации отходов и позволит довести уровень сортировки до 30%, а с переводом режима работы на две смены - до 50%.

В настоящее время у нас имеется 68 единиц автотехники, необходимой для санитарной очистки города и оказания услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов. В частности, это 21 мусоровоз, 8 самосвалов, 18 тракторов, четыре автопогрузчика, два манипулятора, шесть дорожно-моечных машин, один бункеровоз (с 11 бункерами), два пылесоса и один бульдозерный трактор. Из этой спецтехники 11 единиц было приобретено в марте-августе 2020 года. Вместе с этим арендовано 7 самосвалов, два пылесоса, один бульдозер и приобретён один бункеровоз с 11 бункерами. …Наши люди работают и в холод, и в жару, и в дождь, и в снег, потому что коллектив Спецавтобазы снова уверен в завтрашнем дне…»

Вот такие резкие негативные изменения в положении ТОО за 2 года. При этом увеличение тарифа происходило неоднократно, и каждый раз, поднимая цену, нам обещают, что теперь уж точно Атырау станет образцово чистым городом.

ПОДЖОГ И ЗАПИСЬ

Эти непонятности говорят о том, что вся эта мусорная история какая-то мутная. Это доказывает и гуляющая по атырауским пабликам аудиозапись. Её записала на свой мобильный телефон участник ОО «Мой родной Атырау» Мира РСКАЛИЕВА, которая была на слушании, посвященном тарифу ТБО. Там ясно говорилось, что стоимость услуг Спецавтобазы будет «привязана» к тарифу за электроэнергию. Правда, на днях, еще до обнародования этой записи, на совещании под председательством Народной партии всех присутствующих заверили, что это неправда. Пока официального опровержения, подтверждения, объяснения или каких-то других действий от акимата не было. А хотелось бы…

Очередное доказательство неясности в истории с ТБО - странные обстоятельства преступления против атырауского журналиста, ярого противника повышения тарифа Виктора СУТЯГИНА, машина которого была сожжена ночью 11 мая. Виктор Петрович имеет массу фолловеров (единомышленников-подписчиков), и его негативные высказывания насчет ТБО всегда находят одобрение у горожан. Возможно, это кого-то расстроило. Так или иначе, сам В. Сутягин связывает этот инцидент со своей профессиональной деятельностью.

А еще открытым остается вопрос о том, прошел ли проект поднятия тарифа обязательную экспертизу согласования с управлением юстиции.

Б. Досмухамбетова:

- Мне так и не ответили на мой запрос - была ли экспертиза проекта. Между тем в Семее уже был прецедент, когда депутаты отменили своё решение по увеличению тарифа на ТБО из-за отсутствия экспертизы.

Анастасия ШЕРСТЯНКИНА

26 июня 2023, 15:43

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz