Сенатор-республиканец Линдси Грэм и демократ Ричард Блюменталь предложили приравнять применение Россией тактического ядерного оружия (ТЯО) против Украины к атаке на НАТО. Соответствующую резолюцию они внесли в верхнюю палату Конгресса, пишет The Moscow Times.
«Если Россия или Беларусь взорвут ядерное устройство в Украине, чтобы остановить контрнаступление или сломить волю украинского народа, то такая атака должна быть расценена как атака на НАТО», — сказал Грэм на пресс-конференции.
В случае ядерного удара или «уничтожения ядерного объекта» и «рассеивания радиоактивных загрязнений на территории НАТО» страны Североатлантического альянса должны будут немедленно задействовать пятую статью договора и перейти к коллективной обороне, говорится в резолюции.
По словам Грэма, принятие документа станет для России сигналом, что использование ядерного оружия «приведет к войне с НАТО».
Если Конгресс примет резолюцию, это приведет к эскалации и усилит вовлеченность США в конфликт, заявил посол РФ в США Анатолий Антонов. «Спекуляции о возможном применении Россией ТЯО абсурдны», — заявил он, назвав предложение сенаторов «провокационным» и «недальновидным». При этом он подчеркнул, что Россия размещает ядерное оружие в Беларуси «на законных основаниях».
Президент США Джо Байден 20 июня снова назвал «реальной» угрозу того, что президент РФ Владимир Путин отдаст приказ применить ядерное оружие в ходе войны в Украине. Он также раскритиковал размещение Москвой ТЯО в Беларуси, посчитав этот шаг «абсолютно безответственным».
Путин на Петербургском экономическом форуме еще раз напомнил, что Россия прибегнет к ядерному оружию в соответствии со своей доктриной — то есть при «угрозе существования государства». До этого он допускал возможность превентивного удара.
В случае применения ядерного оружия Путин будет ликвидирован международным сообществом, заявил президент Украины Владимир Зеленский. «Я уверен, что мир знает формат, как лишить его жизнедеятельности», — сказал украинский лидер. По его словам, Путин знает о такой опасности, поэтому он осторожен в своих высказываниях. При этом переброску ТЯО в Беларусь он считает политическим и медийным решением.