На вопросы читателей «АЖ» о тайнах подвалов и крыш, секретах смет, чудесах водопровода и «происках» КСК ответили руководитель Ассоциации КСК города Атырау Асылбек МУЛЮКОВ, его заместитель Гульнар САЛИХОВА и директор Атырауского филиала АО «Казцентр ЖКХ» (оператор программы термомодернизации жилья) Серик ХАЙРУШЕВ.
СКАЖИТЕ, КТО ВЫ?
–Какой такой вклад внесла в Ассоциацию Салихова? что она делает? в чём её функции и кто её выбрал вообще? И Мулюков тоже – кто он? Что это за личности? кем они выбраны?
Светлана, по телефону
Г. С., А. М.: Согласно закону «О жилищных отношениях», ст. 50-1, п. 1, КСК имеют право объединяться в союзы, ассоциации. Руководство ассоциации избрано решением общегородской конференции КСК г. Атырау. Оба мы имеем многолетний опыт и стаж на руководящих должностях в системе ЖКХ.
ПИШУТ НЕ ГЛЯДЯ
–Почему работники КСК в многоэтажках Нурсаи не записывают показания счётчиков ГВС, приходят счета, но как тогда суммы к оплате рассчитывают? И ещё: почему к отопительному сезону сняли льготы для инвалидов, участников Великой Отечественной и к ним приравненных? Нам сказали, что их отменили.
По телефону
Г. С.: В ТОО «Коммунальное обслуживание жилых домов г.Атырау», которое обслуживает этот микрорайон, есть приказом назначенное ответственное лицо, которое записывает показания счётчика. В любое время (рабочее) можно передать по телефону. Льготы утверждаются правительством, местными маслихатами и выделяются адресно. КСК возмещения по льготам из бюджета не финансируются.
–Предусмотрены ли льготы для владелицы квартиры, если она является пенсионеркой и обладательницей «Куміс алқа»?
К. Оралбекова
Г. С.: Мы отвечали на подобный вопрос выше, но повторюсь: льготы утверждаются правительством, местными маслихатами и выделяются адресно. КСК не получают возмещения затрат на льготные категории населения.
–В Лесхозе КСК «Талгатжан» не вывешивает тарифные начисления. Поэтому нам всё время предъявляют к оплате какие-то необоснованные суммы. И ещё –тарифы КСК всё ещё остаются на прежнем уровне, несмотря на установленные в 2009 году в квартирах (с разрешения АО АТЭЦ, «АтырауГазИнвест») газовые котлы. Почему не меняются тарифы?
Г. С.: В связи с установлением автономных котлов по отоплению и ГВС тариф в ваших домах уменьшен с 25 тенге за 1 кв. метра до 15 тенге.
–Я проживаю в районе Привокзальный, 3 А мкр., д. 25 А. Нас обслуживает КСК «Олжа». КСК для жителей практически ничего не делает, кроме сбора ежемесячных комуслуг. Мотивируется бездействие тем, что жильцы вовремя не платят деньги. Дом находится около рынка «Дина», огромное количество квартир сдаётся в аренду, в подъездах мусорят и гадят, подвалы полны воды, трубы латаны-перелатаны. На верхние этажи вода не поднимается, АСА ссылается на КСК, а тот – обратно. Посоветуйте, что нам делать?!
Г. С.: Уборка подъездов должна производиться ежедневно, влажная – в неделю один раз. Инициативная группа жителей совместно с КСК могут организовать мероприятия по капитальному ремонту подвала за счет целевых (единоразовых) сборов, заранее утвердив смету на необходимые виды работ. По давлению воды необходимо обратиться в КГП «Атырау Су Арнасы», в случае нереагирования – в акимат или антимонопольный комитет.
ПОПАЛИ В КАБАЛУ
–В нашем новом доме грабительские цены в КСК (д. 11 б, Авангард, 2 мкр., ТОО «Модернстрой»). Тарифы не устраивают – постоянно высокие цены (они сами строили эти дома и сами теперь обслуживают), я не согласна с условиями договора, а руководитель ТОО грозится, что, если не оплачу, он пойдет в суд. А нарушения очевидны: он не выдал нам абонентские книжки и с нас не требует; не выдает квитанции и чеки; долгое время лифт не работал, а он не делает перерасчёт; включает в оплату отопления нежилые помещения например. Что можно сделать в этой ситуации?
Динара
А. М.: Если вы подписали при совершении сделки купли-продажи кабальный для себя договор, то должны соблюдать все условия. Если договора нет, то оспаривайте свои права в суде. Квитанции на фискальные чеки ТОО обязано вам предоставлять, в противном случае это нарушение Налогового кодекса. При подсчете оплаты за отопление во внимание принимается вся полезная площадь квартиры (жилая и нежилая).
О ТЕРМИЧЕСКОЙ МОДЕ
–Дому, в котором я живу, в 2012 году исполняется 41 год с момента постройки. Дом 120-квартирный, пятиэтажный. Как будет проводиться модернизация, а именно – кто будет финансировать данный проект? Должен ли КСК, по просьбе жильцов дома, подлежащего модернизации, предоставить смету для ознакомления? Каков механизм возврата (просьба изложить с подробными деталями)? Будет ли льгота пенсионерам?
Пенсионерка Татьяна Фролова
–Чтобы отремонтировать жилой дом, необходимо письменное согласие жителей (70%). Данный проект финансируется из республиканского бюджета. Целевые трансферты поступают местным исполнительным органам, которые будут направлены через социально-предпринимательскую корпорацию или ТОО со 100%-ой долей участия государства в уставном капитале. По желанию жителей составляется дефектный акт на ремонтные работы и по этому акту –смета. Смета утверждается на общем собрании жителей и проходит государственную экспертизу с составлением заключения. Смета, утвержденная жителями и прошедшая госэкспертизу, согласовывается с жилищной инспекцией.
Капитальный ремонт МЖД производится по двум механизмам, первый: полный капремонт дома, второй: частичный ремонт (отдельно крыша, подвальные разводки и т. д.). Срок возврата суммы собственниками квартир по первому механизму – до 10 лет, по второму – до 7 лет.
Орган управления объектом кондоминиума открывает на каждый объект кондоминиума сберегательный счёт в банке второго уровня для возвратной суммы.
В течение срока, установленного договором, собственники квартир производят ежемесячные взносы за произведенный ремонт.
При капремонте малообеспеченным слоям населения предусмотрена жилищная помощь на оплату ремонта. Собственники квартир обращаются за назначением жилищной помощи в отдел занятости и социальных программ города Атырау. Отдел занятости определяет право, размер, производит назначение жилищной помощи в пределах установленных нормативов и перечисляет на сберегательный счёт дома.
–Программа модернизации в нашем доме идёт с запугиванием жильцов. А какое вообще КСК имеет отношение к термомодернизации? Просто хочет залатать свои дыры за её счёт? Вообще ходили и собирали подписи на чистый лист, мы отказались. Всё время шантажируют: отключим то, это если не подпишете… Вопрос: как будет участвовать в этой программе КСК? какова его роль? Почему нам навязывают опять эти не оправдавшие доверие учреждения? Я уверена, что деньги с такими «подрядчиками», как наш КСК себя называет, уйдут налево.
Р-н Авангард, 2 мкр., д. 18
Г. С.: В сборе подписей председатель КСК не участвует. Согласие жителей собирает инициативная группа (в вашем доме её возглавляет Дурманова Людмила Павловна). КСК подписывает соглашение о взаимном сотрудничестве по организационным вопросам. Средства будут аккумулироваться на специально открытом счёте в АО «Казпочта» данного жилого дома для расчёта в дальнейшем с государством по выделенной ссуде на ремонт. КСК совместно с жильцами могут предложить подрядную организацию, но окончательный выбор строительной организации будет производиться на основании Закона о госзакупках, т. е. на конкурсной основе.
–По программе термомодернизации в нашем доме (Махамбета, 118 г) уже проведен ремонт, но результат меня лично не устраивает. Вообще непонятно, как его приняли на баланс или будут принимать местные власти, если главная проблема, из-за которой ремонт и затевался – приведение в порядок подвальной разводки, так и не решена. Подвал как топило, так и продолжает, запах тот же, а пар валит не хуже прежнего. Председатель на наши вопросы не отвечает, запер подвал и ключи никому не даёт –вот и вся его работа, похоже. Я бы платил за качественно выполненную работу, но платить за брак я не собираюсь и принимать такую работу не буду. Вы же не покупаете в супермаркете тухлые овощи, так почему мы должны платить за некачественный товар?
Григорий Тёпленький
А. М.: Дом по ул. Махамбета, 118 г включен в Программу, но ремонт не завершён из-за погодных условий. В том числе не заменены трубы ГВС, ХВС и частично канализации. К тому же из-за аварий на наружной канализационной сети фекалии попали в подвал. После завершения всех работ будет производиться приёмочная работа с участием жильцов, КСК, жилищной инспекция, оператора Программы.
–Я живу по Махамбета, 118 г, во 2 подъезде. Мы недовольны качеством ремонта. Установили домофон, но мы им не успели толком воспользоваться, так как его постоянно ломают клиенты кабельного телевидения ТБС, их офис расположен на первом этаже нашего дома. Люди со всего города приходят в наш подъезд с 9 до 18. Мы обращались в КСК “Али” с просьбой воздействовать на них. Мы хотим, чтобы эта компания вывела для себя отдельный вход. И по модернизации: хотелось бы узнать, каким образом нам насчитали 34 000 000?
С уважением, Айна
С. Х.:Домофон до сих пор не сдан подрядной организацией жильцам этого дома. Если есть любые недоделки – не принимайте акты выполненных работ.
На основании дополнений и изменений в закон «О жилищных отношениях» юридические лица, в данном случае кабельное телевидение, должны иметь отдельный вход. Насчёт сметной стоимости – смета проверена работниками жилищной инспекции и прошла госэкспертизу и даже утверждена на общем собрании жильцов. После завершения всех работ подрядчик в течение 2 лет устранит недоделки.
– Пожалуйста, придите в наш КСК, соберите жильцов, сделайте нам капремонт нашего дома, объясните людям, что не нужно бояться жить в красивом и теплом доме!
С уважением Изтелеуова Ардак
С. Х.: Если КСК вашего дома соберет жильцов по вопросу проведения капремонта, то я, члены Ассоциации КСК и жилищная инспекция разъясним все вопросы по этой программе. Для проведения капитального или частичного ремонта необходимо письменное согласие 2/3 (70%) собственников квартир. Для проведения капремонта многоквартирного дома необходимо наличие: 1. Регистрации объекта кондоминиума жилого дома в управлении юстиции; 2. Органа управления кондоминиума данного дома; 3. Желание собственников квартир осуществить капитальный ремонт данного жилого дома.
Дальнейшие этапы организации капитального ремонта мы разъясним на общем собрании жильцов дома.
У НИХ ПОЛУЧИЛОСЬ
–А есть ли хоть какие-то положительные отзывы по этой программе?
С. Х.: И немало. Поскольку при капитальной модернизации обязательно устанавливаются счётчики тепла, то это та статья, которую легко отследить. Мы снимали показания в двух домах, где провели модернизацию, анализ показал, что значительно уменьшилась оплата за тепло. Вот данные на примере 4-комнатной квартиры в доме 40, 3 мкр. Авангарда. В ноябре 2010 года плата за тепло там составила 5 270 тенге, а в ноябре 2011 – 3 750 тенге. Декабрь-2010: 6 700 тг, через год – 4 968 тенге. В сильные морозы экономия снижается по объяснимым причинам, с потеплением она возрастает. Этого достигли за счет защиты подъездов от потерь тепла (домофоны не позволяют оставлять двери открытыми) и за счет утепления подвалов, подъездов, крыши. И немаловажный факт – в то время, когда почти все мы платим за тепло по установленному тарифу, жильцы отремонтированных домов платят по счётчику, то есть по факту. Естественно, эти факторы отразились на ликвидности этого жилья.По нашим сведениям, стоимость квартир в отремонтированных в рамках программы модернизации домах выросла в цене и заметно, речь идёт о сумме в 5-6 тысяч долларов.
КРЫША-ТО ОБЩАЯ
–Мы живем в 5-этажном доме по Сатпаева, 36, на 5 этаже, с 1991 года. С 1998 года почти во всех комнатах выступает сырость, плесень. Несколько раз ремонтировали крышу собственными силами, стелили рубероид с битумом. Крыша дома двойная. Как бы мы ни боролись с плесенью, она всё равно выступает. Каковы гарантии того, что после ремонта дома в кредит сырости и плесени не будет?
Т. К. Еримбетов, инвалид 2 группы
С. Х.: Практика показывает, что частичный ремонт крыши собственными силами не даёт ожидаемого эффекта. С другой стороны, крыша – это общедомовая собственность всех жильцов, проживающих в вашем доме. Поэтому необходимо на общем собрании жильцов решить вопрос о капитальном ремонте кровли и других инженерных сетей по Программе модернизации сетей ЖКХ. Гарантия состоит в том, что вы сами вместе с КСК участвуете в приёмке выполненных работ. Подрядчик со своей стороны даёт 2 года гарантии на выполненные работы.
Г. С.: До сих пор практиковался своеобразный бартер – жилец 5 этажа собственными силами и средствами ремонтировал кровлю, а ему затем списывали на год эксплуатационные расходы. Но это выходило неравноценно расходам – ремонт кровли очень дорогое удовольствие, а годовой взнос КСК порой не покрывает этой суммы и на 10 процентов. Поэтому мы откажемся и от такой схемы, а перейдём к опыту соседних областей. Там заранее оповещают жильцов о теме собрания, принимают заявки, делают смету и при согласии жильцов распределяют расходы на всех квартировладельцев. Поскольку крыша – такое же общедомовое имущество, как и подвальная разводка например, то и её ремонт должен проводиться общими средствами.
–Мне 76 лет, живу на 5 этаже. Крыша очень плохая, потолок постоянно зелёный от плесени. Когда будет ремонт кровли в нашем доме?
Ажар Куатова, Шамина, 1-30
А. М.: Только ваш КСК может владеть такой информацией. Он проводит собрание по заявке, и если 70% собственников квартир согласятся на частичный или полный ремонт дома, то делает заявку в ЖКХ на работы по программе термомодернизации.
КТО ВЫПИЛ ВСЮ ВОДУ
–Постоянные проблемы с холодной водой – днём нет напора, даже руки вымыть невозможно. В КСК говорят “всё нормально” и отправляют нас в Атырау Су Арнасы. Там говорят, что они дают нам достаточное давление. Но воды нет. Мы грешим на автомойку «Ягуар», что по соседству: не раз видела, как оттуда выгружают бутыли питьевой воды. Напора нет именно днём, пока они работают. После восьми вечера вода идёт более-менее нормально и утром, часов до десяти, тоже.
Айнур, пр. Азаттык, 179 А
Г. С.: На дом надо манометр поставить – и будет ясно. То есть следует добиться прихода комиссии из АСА на предмет выяснения уровня давления. Написать заявление в предприятие водоподготовки, а копию обязательно направить в атырауский филиал Агентства по регулированию естественных монополий. Только когда комиссионно обследуют, будет ясно – достаточно ли давления. Необходимо составить совместный акт в присутствии представителя КСК, жильцов и водоканаловцев. Замер давления покажет точно, до какого этажа доходит вода в доме. Представители АСА могут проверить автомойку. В случае отказа от проверки на предприятие водоподготовки может надавить антимонопольный комитет. Он имеет полное право проверить АСА и может заставить его обследовать эти объекты.
Но моё личное мнение – наверняка автомойка здесь ни при чём. Скорее всего, просто недостаточное давления. Что касается косвенного доказательства – отсутствия давления воды в дневное рабочее время, этим никого не удивишь, у нас так во всём городе.
Возможно, кстати, проблема в стояках. Но если они новые, то нужно настаивать на замере давления, причем именно в дневное время, когда самый низкий напор воды в кранах.
ОТКУДА ЛИШНИЕ МЕТРЫ
– Смагулова, 56-32, в нашем КСК «Еламан» сказали, что наш дом входит в список капремонта на этот год. Представитель горакимата проводил собрание и запросил в архиве план нашего дома. Обнаружилась нестыковка: все квартиры расположены друг над другом и имеют совершенно одинаковую планировку, но при этом площади разные – от 71,2 до 84 квадратных метров! То есть мои 62,2 кв. м чудесным образом раздвинулись до невероятных 84 кв. метров! Как такое могло произойти? Наш КСК направил письмо в ЖКХ с просьбой разобраться ещё в декабре, но ответа нет до сих пор. Второй минус – как только это стало известно нашему КСК, он моментально увеличил для нас плату – согласно новому увеличению площади, присоединив к этому ещё и площади балконов. Есть ли у него такие основания?
Н. Джасмагамбетова
Г. С.: Получение свидетельства на кондоминиум, его регистрация, оформление техпаспорта дома – необходимые процедуры. Все дома, претендующие на термомодернизацию, должны иметь техпаспорт. Как образовалась такая разница? Непонятно. При изготовлении техпаспорта КСК должен пригласить представителя Центра недвижимости, но часто те берут старые паспорта из архива и практически их дублируют. Надо снова замерить площади, но обязательно в присутствии КСК и владельца квартиры. Надо обратиться с заявлением в ЖКХ, приложив копию предыдущего обращения КСК «Еламан», и в Центр недвижимости – то есть к заказчику работы и её исполнителю. Что касается оплаты: до внесения ясности в спорную ситуацию оплата эксплуатационных расходов должна оставаться прежней. На месте этих людей я бы пошла в Центр недвижимости и требовала переделать планы, поскольку очевидно, что планы делались с неверными данными. Если всё именно так, как говорит читательница, то оплачивать переделку плана ей не придётся.
SOS!
–В нашем доме уже второй год нет отопления в кухне, ванной и туалете в квартирах с 3 по 5 этаж. В декабре 2010 была комиссия от теплосетей – оказалось, что в 1-й квартире при ремонте неправильно соединили пластиковые трубы. Пришёл акт, что нарушение должен ликвидировать КСК. Но два года никто ничего не делает, а мы платим за неотапливаемые комнаты.
Авангард, мкр. 3-47, КСК «Рахман-2»
А. М.: Этот вопрос нужно исследовать. Мы примем это сообщение, сохраним адрес, но в любом случае надо дождаться окончания отопительного сезона. Там могут быть разные причины – может, собственники квартир не пускают представителей КСК, может, есть иные причины. Мы проверим.
–Мы живём на 9 этаже. С 2007 года постоянно топит все комнаты – и в снег, и в дождь, когда кто-нибудь забывает закрыть вентили на техническом этаже (у нас вода поступает в квартиры не снизу, а сверху), вода снова льётся к нам. Уже и ремонтировали за свой счёт, но не помогает. Невозможно выявить причину. В чьей компетенции этот вопрос?
Мкр. Алмагуль, дом 5
Г. С.: Надо обратиться в ГАСК с заявлением и просьбой прислать представителя и дать заключение, потому что наверняка это что-то, связанное с нарушением строительной конструкции. И уже по итогам заключения ясно будет, к кому обращаться: если инженерные конструкции – то в КСК, если строительные – в ЖКХ.
ЛИФТ ЗАСТРЯЛ НАВЕЧНО
–Кто должен заключать договоры по обслуживанию лифтов – КСК или жильцы?
По электронной почте
Г. С.: Лифты должны обслуживаться специализированными организациями, имеющими лицензию, по индивидуальным договорам (подобно энергетикам, тепловикам и прочим услугодателям). А «Атыраулифт» всё вешает на КСК, поскольку ему так удобнее.
По городу из всех лифтов если 10% работают, то хорошо. Со дня эксплуатации в мкр. Алмагуль лифты практически не работали. Сейчас есть предложение посредством программы модернизации их заменить, если на это согласятся жильцы. На совещании в горакимате этот вариант рассматривался. Понятно возмущение по поводу того, что новые дома уже нуждаются в модернизации, но иного шанса, возможно, не будет – горе-строители давно исчезли, а гарантийный срок – 2 года со дня сдачи уже прошёл.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА