Атырау, 20 апреля 06:01
 ясноВ Атырау +27
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

Госинспекция труда: «Мы не имеем права диктовать компаниям размер оплаты труда»

5 657 просмотров

В Атырауской области отмечается снижение числа выявленных нарушений трудового законодательства. Об этом в интервью «АЖ» сообщил руководитель отдела Управления государственной инспекции труда Атырауской области Кемел ИМАНГАЛИЕВ.

C начала года в управление поступило 727 обращений от граждан. Если в прошлом году было выявлено 117 нарушений, то с начала нынешнего – 99, для устранения которых внесено 42 предписания, возбуждено 39 дел об административных правонарушениях и наложено штрафов на сумму более 5 млн тенге.

– Можно сказать, что в Атырауской области снизилось количество нарушений прав работников и требования закона соблюдаются. Но замечается тенденция, что трудовые права работников чаще нарушаются на малых предприятиях, чем на месторождениях области, – говорит К. Имангалиев.  

– С какими жалобами чаще всего обращаются работники?

– В большинстве случаев заявления связаны с увольнениями, несвоевременной выплатой заработной платы, перечислением компенсаций при расторжении трудового договора, неправильным расчетом заработной платы, сверхурочных выплат, нарушениями условий трудового договора. Некоторые просят разъяснить закон. В таких случаях мы со своей стороны проводим разъяснительную работу.

– Что именно чаще всего приходится разъяснять?

– К примеру, условия должны оговариваться до того, как человек приступает к новой  работе. Прежде чем приступить, он должен внимательно рассмотреть и согласовать с работодателем заработную плату, вопросы жилья, питания, транспорта и другие. При этом инспекция труда не может вмешиваться в политику компании, если это не ухудшает положение работника. Это было бы незаконно. Бывают случаи, когда работники хотят жить в односпальных комнатах или же что-то добавить в меню столовой, получить бонус или премию. В полномочия инспекторов труда не входит указывать работодателю о выплате бонусов, премий и других необязательных выплатах. Проверка условий проживания и питания тоже не входит в компетенцию инспекции труда. В случае поступления обращений по указанным вопросам мы перенаправляем их в уполномоченный орган.

– Откуда чаще всего поступают жалобы?

– Как всем известно, на Тенгизском месторождении завершается проект и идет высвобождение работников. Управлением координации занятости и социальных программ Атырауской области проводится разъяснительная работа с работниками и принимаются меры по дальнейшему трудоустройству высвобождаемых. При высвобождении строго соблюдаются требования трудового законодательства, для этого с нашей стороны были даны соответствующие рекомендации. Данный вопрос является постоянным предметом рассмотрения на Трехсторонней комиссии, председателем которой является аким области.

Жалоб на незаконное высвобождение от тенгизских рабочих не поступало. Но были заявления следующего характера: работники не понимают, что высвобождение может происходить в виде сокращения и в виде прекращения трудовых отношений по истечении срока договора и по завершении определенных видов работ. При этом, если человек увольняется по сокращению, то ему положена компенсация. А если в компании завершены определенные виды работ, то компенсация при увольнении не предусмотрена, если это не оговорено в коллективном договоре. Не понимая этого, работники обращаются в инспекцию труда, что свидетельствует о том, что они не изучают свои права и обязанности, оговоренные в трудовом договоре. Еще один момент – в случаях, когда трудовой договор бессрочный, но работник подлежит сокращению, ему выплачивается компенсация. А если указан срок окончания трудового договора, то не выплачивается. При этом сокращенному или высвобожденному работнику государством назначается пособие по безработице в течение шести месяцев после увольнения. Эти условия установлены для того, чтобы граждане смогли найти работу за полгода.

– Какие тенденции видите сегодня на рынке труда?

– Отрадно, что вместо иностранных подрядчиков мы видим больше местных компаний. Как я ранее сказал, сейчас ситуация изменилась. Если раньше при проверках мы выявляли «букет» нарушений, то сейчас их стало меньше. Потому что местные компании уделяют внимание безопасности труда и стараются создать условия для своих рабочих. Да, мы не можем вмешиваться в политику компании, но наблюдаем, чтобы всё было в рамках закона. Если идут сокращения, мы проверяем и выясняем причины.

Нередко работников не устраивает размер оплаты труда, но опять это же регулируется внутри компании. Мы же не можем сказать их руководству, что зарплата должна быть от 500 тысяч тенге. При этом хочу отметить, что граждане, работающие на территории  Казахстана, по закону не могут получать зарплату ниже минимальной, которая в 2023 году составляет 70 тысяч тенге.

– В социальных сетях часто пишут, что в Атырауской области должны работать только атыраусцы. Что говорит об этом закон?

– Трудовым кодексом и законодательством в сфере занятости не предусмотрено требование, что только жители Атырауской области должны работать на Тенгизе или на Кашагане. Граждане Казахстана могут работать в любом регионе страны, эта норма прописана и в Конституции, и в Трудовом кодексе, где гарантированы права и свободы работника в сфере труда. Каждый имеет право свободно выбирать труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Дискриминация в сфере труда запрещена, в том числе по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 ТК РК работодатель имеет право на свободу выбора при приеме на работу. Население должно понимать, что требование брать на работу только местных – дискриминация. Ведь наши земляки работают по всему Казахстану, даже в других странах, и тамошние жители не требуют, чтобы наши земляки работали только в Атырауской области.

При этом руководителям крупных компаний региона (ТШО, НКОК, АНПЗ, КРІ, Эмбамунайгаз) даются рекомендации по трудоустройству местного населения, и в случае сокращений и высвобождения рекомендуется рассматривать вопрос трудоустройства местного населения на другие проекты и вновь открываемые предприятия.

Нурбейбит НУГМАНОВ

3 июня 2023, 17:29

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz