Консорциум NCOC пытается оспорить вменяемые нарушения департамента экологии по Атырауской области за ущерб окружающей среде, который исчисляется триллионами тенге, сообщает Bes.media.
Как напоминает издание, в начале марта комитет экологического регулирования и контроля Минэкологии сообщил, что департамент экологии по Атырауской области выявил в работе NCOC нарушения по восьми пунктам: среди прочего оператору Кашагана вменялось хранение серы на месторождении в большем объеме, чем разрешено. В итоге в отношении компании возбудили административное производство сразу по пяти статьям Кодекса об административных правонарушениях РК. Эконарушения могут вылиться в штрафы общим размером в 2,3 трлн тенге (сумму указывают источники Bloomberg).
Акционерами NCOC являются нацкомпания «КазМунайГаз», также Eni, Shell, ExxonMobil, Total, CNPC и Inpex. Оператор заявлял, что управляет производством и хранением серы ответственно и в соответствии с требованиями законодательства Казахстана, а также «в соответствии с применяемыми стандартами и передовыми технологиями».
Оператор Кашагана не согласился с претензиями правительства Казахстана и решил опротестовать штрафы в суде. Компания требует отменить акт о назначении профилактического контроля/надзора и предписание об устранении нарушений. Также истцы хотят, чтобы суд признал незаконными действия сотрудников департамента экологии и недействительными профконтроль и надзор с посещением.
Министр экологии Зульфия Сулейменова заявила, что жалоба NCOC рассмотрена министерством в рамках законодательства, но компания решила обратиться в суд.
«Мы считаем, что нарушение имело место. Закон суров, но это закон. Незнание либо непонимание, либо неправильное трактование не освобождает от ответственности», – сказала Сулейменова.
Заседание хотели закрыть для СМИ
По данным издания, в начале судебного заседания истцы ходатайствовали о закрытом судебном заседании. По их словам, в ходе заседания будет затронута информация конфиденциального характера. К тому же представители компании говорят, что уже имели негативный опыт, когда после предыдущего заседания в СМИ появилась недостоверная информация.
«Мы бы не хотели субъективно относиться, но нам известно, насколько журналисты разбираются в данном вопросе», – заявила представитель истца.
Судья Нурлан Аубакиров в свою очередь отметил, что несогласие с формой и способом донесения информации СМИ – это частный случай, соответственно компания имеет право на судебную защиту. Но вопросы охраны окружающей среды не относятся к информации конфиденциального характера, заявил суд – и отказал в удовлетворении ходатайства.
NCOC оспаривает каждое нарушение, заявленное госэкологами
Представители истца намерены обжаловать все нарушения, предъявляемые департаментом экологии. И судя по тому, что за три часа заседания утром и столько же после полудня 25 мая удалось пройтись только по трем пунктам нарушений, судебная тяжба, похоже, затянется на долгое время, пишет издание.
Вопросы у истца вызвало обвинение департамента экологии в исполнении консорциумом плана мероприятий по охране окружающей среды в неполном объеме. В частности, согласно плану консорциум в 2020 году должен был посадить деревья в специальной отведённой зоне за пределами объектов предприятия, в рамках природоохранных мероприятий. По словам истцов, этого не получилось сделать из-за жёсткого карантина и ограничительных мер из-за пандемии коронавируса. Компания утверждает, что уведомляла департамент экологии о переносе этих мероприятий на следующий год. В 2021 году мероприятия были выполнены. Истцы предоставили фотографии с места высадки деревьев.
Экологи от государства говорят, что ограничительные меры касались масштабных работ, таких как завоз оборудования из других стран, а посадку деревьев на санитарно-защитной зоне можно было проводить. В плане мероприятий также указывается, что за саженцами надо было ухаживать.
Другое нарушение, которое увидели госэкологи, – это сброс сточных вод в пруд-испаритель без очистки. Специалисты департамента говорят, что при получении разрешительных документов компания не описала данный факт в технологическом процессе. Так как получение разрешения является проактивной госуслугой, специалист не имел возможности посмотреть, что там происходит. Факт сброса выявился во время государственного экологического контроля.
Представители NCOC на это ответили, что проверки этого места были и ранее, но никаких нарушений обнаружено не было. По их словам, это не производственный сток, а дождевые воды.
Один из основных пунктов проверки – сверхнормативное размещение серы на площадках складирования установки комплексной подготовки нефти и газа «Болашак» в объеме более 1 млн тонн. По словам представителей департамента экологии, на момент обнаружения правонарушения в 2022 году лимит размещения серы был равен 730 тысячам тонн, но по факту там находилось 1 млн 750 тысяч тонн. То есть лимит был превышен на 1 млн 20 тысяч тонн. Но соответствующих доказательных документов госэкологи показать не смогли.
Представители оператора Кашагана говорят, что департамент не мог владеть этими цифрами, так как никто у них официально информацию не запрашивал (департамент утверждает другое). Но истцы пояснили, что эти цифры соответствуют суммарным объемам накопления за 2016-2022 годы. По словам свидетеля и специалиста, привлечённых по ходатайству истца, формула расчёта лимитов размещения серы на календарный год учитывает только объёмы производства серы и не учитывает ранее накопленный объём.
Помимо этого, по версии департамента экологии, площадки, на которых содержалась сера, должны быть полностью покрытыми. Представители консорциума объясняют, что этого сделать невозможно, так как одна площадка находилась в разработке, две другие сформировались в процессе заполнения.
Чтобы разобраться в споре, суду потребуется ещё как минимум два заседания, сказал судья. Следующие заседания пройдут 8 и 9 июня.