Ровно семь лет назад, 24 апреля 2016 года, в Атырау прошел один из самых масштабных митингов против изменений в Земельном кодексе, позволяющих продавать землю иностранцам. После митинга Кодекс пересмотрели.
Местные активисты во главе с Максом БОКАЕВЫМ и Талгатом АЯНОМ, сообразно закону, заранее подали заявку на проведение митинга, но получили отказ от городского акимата. Спустя десять дней, 24 апреля, на центральной площади им. Махамбета и Исатая собралось более 4 тысяч человек.
К митингующим вышли тогдашние чиновники – аким области Нурлан НОГАЕВ, аким Атырау Нурлыбек ОЖАЕВ, заместитель акима области Салимжан НАКПАЕВ, начальник управления земельных отношений Атырауской области Арман БАЖЕНОВ и другие. Они попытались в своей тогдашней манере убедить людей в том, что те не правы, что всё происходит по закону. Чем всё это закончилось, все знают.
Ногаев пообещал, что никого не будут преследовать, но и это оказались пустые слова, потому что в этой ситуации от главы региона уже ничего не зависело. Талгат Аян и Макс Бокаев были осуждены на 5 лет лагерей. Сейчас они уже вышли на свободу, Аян перестал заниматься общественной деятельностью, а Бокаева недавно видели на весьма масштабном экологическом митинге перед стадионом «Мунайши». Тогда собравшиеся добились обещания местных властей передать их требования в правительство и парламент, и получить ответ до 21 мая. Массовая акция 24 апреля прошла «образцово»: всё было цивилизованно, люди высказали свои требования, подписали коллективное письмо и разошлись.
Но вернёмся к «земельному» митингу 2016-го года. Он, конечно, не был случаен, как и то, что произошло в январе 2022-го. После «земельного» митинга, закончившегося репрессиями против его организаторов и активных участников, тем не менее, была создана республиканская комиссия по земельному вопросу, потом на изменения в Земельном кодексе объявлен мораторий до конца 2021 года. Затем президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон о запрете продажи и аренды земли иностранцам. Сроки ранее арендованных сельхозземель иностранцам не продлили.
Так что получается, что «Жана Казахстан» начался ещё тогда. Если это действительно будет новый Казахстан, но это во многом зависит и от всех нас.
Фархат АБИЛОВ