Арест репортера The Wall Street Journal (WSJ) Эвана Гершковича стал первым за 37 лет задержанием в России американского журналиста по обвинению в шпионаже. Последний раз такое случилось в СССР на исходе холодной войны, накануне разморозки отношений между двумя странами, передает The Moscow Times.
Более того, отмечает WSJ, журналистов газеты если и задерживали порой в разных странах, арестовывали редко, «если вообще когда-нибудь». В приведенных газетой примерах из Турции, Китая и Ирана самым сложным был случай с задержанием в 1987 г. на несколько дней в Иране каирского репортера WSJ. Его обвинили в том, что он – сионистский шпион, путешествующий по поддельному паспорту. Позднее иранские власти заявили, что его задержали по ошибке.
В СССР по обвинению в шпионаже 2 сентября 1986 г. был задержан корреспондент журнала U.S. News & World Report Николас Данилофф. Он пробыл под арестом несколько недель, пока администрация Рональда Рейгана договаривалась о его освобождении. В итоге Данилоффа обменяли на арестованного в августе того же года в Нью-Йорке физика Геннадия Захарова, которого США обвинили в шпионаже.
Нанятый WSJ адвокат пытался найти Гершковича в здании ФСБ в Екатеринбурге, где он, как сообщалось, был задержан. Адвокату заявили, что у властей нет информации о Гершковиче. Позднее журналист появился в московском суде, который вынес решение о его аресте до 29 мая.
Адвоката Даниила Бермана, у которого есть договоренность о защите журналиста, не пустили на заседание суда, так как Бершковичу предоставили адвоката по назначению, сообщил ТАСС. По информации агентства, полученной в правоохранительных органах, дело маркировано грифом «совершенно секретно». Гершкович, работающий в WSJ с января 2022 г., свою вину не признал.
Правила больше не действуют
Некоторые эксперты и американские политики заявили, что Россия фактически взяла заложника. Член комитета по международным отношениям Палаты представителей Конгресса США, демократ Джаред Московиц, в разговоре с CNN назвал арест Гершковича «похищением»:
«Это все нужно, чтобы получить рычаг давления, и теперь на карту поставлена человеческая жизнь».
«Выглядит так, будто они взяли заложника», – цитирует Financial Times Татьяну Становую, основателя R.Politik и старшего научного сотрудника Центра Карнеги за международный мир. По ее словам, у Москвы есть список арестованных на Западе россиян, освобождения которых она хотела бы добиться. Становая называет арест «шоком», который выводит «отношения между Россией и США на новый уровень конфронтации».
Ее коллега из Центра Карнеги Александр Габуев считает произошедшее «настоящим прецедентом», поскольку американских журналистов не арестовывали в России со времен холодной войны. Скорее всего, вопрос теперь будет решаться на высоком дипломатическом уровне, считает он.
Многие иностранные СМИ после начала войны и принятия закона, объявлявшего дискредитацию армии и «фейки» о «специальной военной операции» уголовным преступлением, вывезли своих журналистов из России. Но затем некоторые СМИ вернули репортеров в российские бюро, отмечает WSJ, а МИД продолжил выдавать иностранным журналистам аккредитацию. Есть она и у Гершковича.
Представитель МИДа Мария Захарова заявила, что деятельность Гершковича не имеет отношения к журналистике, а иностранные корреспонденты нередко используют свой статус в качестве прикрытия. Ставить вопрос об обмене Гершковича преждевременно, сказал замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Гершковича якобы взяли с поличным, но остальные корреспонденты WSJ, которые ведут «нормальную журналистскую деятельность», могут продолжить работу. Главный редактор WSJ Эмма Такер в письме сотрудникам издания заявила, что очень беспокоится за Гершковича и его безопасность.
Россия не подчинилась негласному правилу «не трогать аккредитованных журналистов», что является очередным признаком войны и эскалации конфронтации с Западом, считает правозащитник, юрист «Первого отдела» Иван Павлов. «Это такой сигнал, который посылается иностранным журналистам, что теперь негласное правило не действует. Под обвинение в шпионаже или госизмене можно подвести любого иностранного или российского журналиста, который просто честно и профессионально исполняет свои обязанности», – сказал он The Insider.
Российский режим теперь получит возможность торговаться, пытаясь освободить нужных ему людей, считает Павлов. Член Палаты представителей, демократ Адам Шифф, полагает, что, вкупе с заявлениями о ядерном оружии, Москва таким образом пытается оказать давление на США, показывая, что «применит любые приемы, включая фактическое взятие заложника, чтобы попытаться заставить США и Запад перестать противостоять ее амбициям в Украине».
Москвиц считает, что «Путину не стоит играть в такую игру»:
«Думаю, Джо Байден показал, что он не тот человек, с которым можно так вольничать, когда речь идет о подобных вещах».