Олжас Худайбергенов, личная страница в Facebook
Си Цзиньпин был в России три дня, и помимо официальных встреч, более 10 часов суммарно провел закрытые переговоры с Путиным. На прощание сказав, что мы вместе двигаем перемены, которых не было в течение 100 лет.
Что это за перемены? В первую очередь, это разворот мира от тренда к монополярному миру к многополярному. Это сухая дипломатическая формулировка, которая подразумевает изменение глобального миропорядка во главе с США в пользу появления новых центров, которые претендуют на статус лидера в своем регионе. Это изменение неизбежно предполагает конфронтацию всеми невоенными способами, и также неизбежно означает войну, если невоенные способы провалились. Фактически можно констатировать, что последние несколько лет были невоенные способы, и они провалились, а значит высока вероятность большой войны.
Можно, конечно, быть сетевым хомячком и безрассудно утверждать, что якобы Китай вообще не ровня США (хотя реальный ВВП Китая на 30% больше американского, а военный потенциал выше уже по всем показателям, кроме авианосцев и числа ядерных бомб), или же говорить, что мировая война невыгодна никому (хотя войны начинались не из-за выгод, а из-за невозможности устранить противоречия мирным способом), но лучше быть мудрее и следовать известному правилу "хочешь мира - готовься к войне".
В случае эскалации конфликта между США и Китаем, все плюсы взаимозависимости, которые давала глобализация, станут минусами в силу разрушения логистических цепочек. Развивающиеся страны пострадают больше всего, в первую очередь, из-за неготовности систем госуправления действовать быстро и эффективно, думать на 5-10 лет вперед, отсутствия планов Б, а главное, отсутствие атмосферы доверия и командной работы на верхнем уровне системы госуправления, которое больше занято мелочными вопросами с горизонтом видения в 2-3 месяца, упуская из виду глобальные процессы, даже если они уже прямо сформулированы. Мы не исключение.
Завершение выборного цикла и в целом перезагрузки системы госуправления должно предполагать формирование высококачественного состава правительства и госорганов, подчиняющихся напрямую Президенту. Состава, который будет способен интеллектуально и ценностно выдержать нагрузку грядущих перемен, которых не было уже 100 лет. Если такого состава не будет, то Казахстан рискует потерять независимость и вообще перестать существовать как государство в рамках тектонических геополитических перемен. Готовы и способны ли обладающие политическими амбициями нести эту нагрузку? Лучше стоит тыщу раз взвесить свои амбиции и соотнести их с интересами страны. Иначе завтра не будет ни страны, ни амбиций. Надеюсь, в новом составе правительства не будет тех, кто этого не понимает.