В казахстанском архиве гражданке Кореи Ким Дже Вон разрешили ознакомиться с архивным делом её отца. Об этом Ким Дже Вон рассказала корреспонденту «Хабар 24».
Герберт Ким, живший на территории нынешней Акмолинской области, был репрессирован в 30-х годах прошлого века. Ким Дже Вон аккуратно хранит каждую фотографию своего отца.
Гражданин Китая, выпускник Колумбийского университета Герберт Ким во времена Великой депрессии работал на золотых приисках в Степняке и Жолымбете. Герберту и его супруге было комфортно, в Щучинске у них родился сын, они собирались остаться в Казахстане навсегда. Но, все планы разрушили сталинские репрессии.
- В 1936 году один за одним на шахте начали пропадать сотрудники. Когда он спрашивал, где эти люди, никто не мог ответить, рассказывает Ким Дже Вон, - Он почувствовал неладное и решил, что надо уезжать. Поехал в Петропавловск, чтобы оформить выезд за границу. Это был четверг, сказали прийти в пятницу. В пятницу пришел, сказали, потребуется еще время для оформления документов и в выходные ночью его забрали в НКВД.
Герберта обвинили в шпионаже. Приговор - расстрел, позже заменили на 25-лет тюрьмы. В 1949-м мужчина уехал в Корею, где женился во второй раз. Но семейное счастье продлилось лишь 8 месяцев. В 1950-м Герберта похитили северокорейские солдаты.
Дже Вон никогда не видела своего отца. А на ее вопросы о папе мама ответов не знала. Поэтому дочь начала поиски.
В 2018-м она впервые побывала в Казахстане. Дже Вон разрешили скопировать лишь десятую часть архивных документов отца. Так как дело Герберта Кима было засекречено. И только в этом году гриф секретности сняли. Поэтому в ближайшее время Дже Вон намерена поехать в Казахстан.
- Когда я впервые приехала в Казахстан в 2018 году, я ничего не знала о нем. В Корее я не встречала казахстанцев. Поэтому я была удивлена, какая это большая страна, какие здесь добрые люди. Много людей помогало мне. Я пришла в архив одна, даже фотоаппарат с собой не взяла. Там были 2 сотрудника, они сели возле меня и начали объяснять мне всё на английском, показывали документы и плакали вместе со мной. Оказывается, нет семьи, которая не пострадала бы от сталинской политики. Поэтому они переживали вместе со мной.
Два года назад Ким Дже Вон вместе с супругом издали книгу об отце. Судьба Герберта Кима заинтересовала корейских историков. В архиве Алматы Дже Вон намерена собрать новые материалы для ученых. Но сделать это будет нелегко. Даже спустя 85 лет дочери разрешили лишь ознакомиться с материалами дела отца, делать копии нельзя.