Совет урбанистов предлагают создать в Атырау. И оглядываясь вокруг на архитектурный хаос, который творится в городе, хочется сказать – давно пора!
Выступила с этим предложением группа молодых ребят, большинство из которых – маркетологи. У меня, ожидавшей, что инициатором станут архитекторы, невольно возник вопрос – как маркетинг связан с урбанистикой?
АТЫРАУ – ГОРОД ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ?
– Всё очень просто. Урбанистика – это маркетинг города, задача – создать такие условия, чтобы здесь хотелось не просто работать, но и с удовольствием жить, – говорит Даурен ЖАРМУХАНОВ. – Я работаю в строительной компании, и при проектировании наших объектов мы стараемся, чтобы они были комфортными как для жильцов, так и для остальных горожан, которые просто проходят мимо, заходят в кафе, рестораны, магазины и другие коммерческие помещения, расположенные на первых этажах. Реализовали там дизайн-код – все вывески одного размера, цвета, стиля. Вот так, по ходу, разрабатывая проекты, я увлекся урбанистикой, всегда с интересом наблюдаю за Ильей Варламовым, Максимом Кацем. В Атырау нет ни центра урбанистики, ни совета. И наша инициатива направлена на то, чтобы запустить это движение. Такие центры есть в Алматы, Астане, Шымкенте, Таразе, Актобе. Хотелось бы, чтобы местные акиматы тоже поддержали начинание.
Помимо него в инициативную группу входят маркетолог Руслан САМСОНОВ и Алия ЖУЛДАСОВА – архитектор и урбанист. Ребятам очень обидно, что Атырау не очень «дружелюбен» к людям, из-за чего многими воспринимается как место исключительно для работы, но не для жизни. Что и грозит в обозримой перспективе превратить Атырау в вахтовый городок.
На встречу с инициативной группой в Центр современного искусства пришли жители Атырау, заместитель акима области Жасулан БИСЕМБИЕВ, аким Атырау Мейрим КАЛАУИ и руководитель областного управления архитектуры и градостроительства Гульбаршын АРЫСТАНОВА.
– С точки зрения урбанистики Атырау на грани того, чтобы превратиться в город для автомобилей. У нас буквально несколько районов, более-менее удобных для жизни – это «Юность», «Санаторий», часть набережной. В других местах нет пешеходных дорожек, а там, где есть, они начинаются и заканчиваются бордюрами, что неудобно для маломобильных горожан, пожилых, мам с колясками. Тротуары почему-то делают ниже уровня дорог, из-за чего грязь и вода с проезжей части стекают под ноги пешеходам. Нам хотелось бы сделать город комфортным для жизни. Чтобы людям хотелось здесь жить. Изменить вектор развития города с автомобиле-ориентированного на человеко-ориентированный. Ведь если каждый пешеход, которому перегородили тротуар или перекрыли переход, пересядет в автомобиль, то Атырау превратится в город пробок, – говорит Даурен Жармуханов.
ЗАЧЕМ ЗАКРЫЛИ ПЕШЕХОДКУ ВОЗЛЕ «КОКТЕМА»?
Например, в прошлом году закрыли пешеходный переход возле рынка «Коктем». Власти сочли, что из-за перехода на этом участке образуются транспортные заторы. Раньше, выйдя с рынка, пешеходы метров через 100 могли сразу выйти к остановке в сторону Жумыскера. А из-за закрытия пешеходки перенесли и автобусную остановку. Теперь люди вынуждены идти 150 метров до светофора, переходить улицу и идти еще 200 метров до остановки. Задумайтесь, ведь каждый день – летом под палящим солнцем, зимой – сражаясь с ветрами, по такому маршруту ходят наши престарелые родители, у которых нет машин, мамочки с колясками и детсадовскими малышами в придачу. Многие, в том числе и дети-школьники, по привычке пытаются проскакивать по дороге рядом с рынком, что чревато потерей здоровья и жизни в ДТП. Таксисты возле рынка тут же подняли расценки. Ведь поворот налево в сторону Жумыскера запретили, и им приходится ехать до автомобильного моста и разворачиваться там, образовывая новый затор, но уже в другом месте. То есть заторы остались, но уже не по вине пешеходов.
Не лучше обстоят и дела с пешеходными мостами. Подниматься по ним, особенно в гололед, очень тяжело, тем более больным людям, мамам с колясками и малышами. Такой квест приходится проходить пешеходам на Сатпаева в районе «Халык банка». Переход второго пешеходного моста по Сатпаева в районе музыкальной академии обещали облегчить при помощи лифта. На деле же он не работает.
– Заторы происходили из-за того, что пешеходные переходы были очень неудобно расположены. Движение там одностороннее. Автомобилисты пропускали пешеходов, немного проезжали и на развороте вновь останавливались, чтобы пропустить пешеходов уже на другой стороне улицы. Нужно было перенести пешеходку на несколько сотен метров, а не городить мост. Надеемся, что новые пешеходные мосты построены не будут. Иначе пешеходы все равно будут искать простейшие пути, перебегать улицу в местах привычных переходов и подвергать жизнь опасности. Выход один – правильно проектировать городскую среду, – уверены урбанисты.
«ЛЮБОВЬ» К ОГРАЖДЕНИЯМ
Многие горожане приобретают автомобили просто потому, что на них удобнее передвигаться. А значит, необходимо предоставить людям альтернативу, то есть наладить работу общественного транспорта. Убрать кармашки на остановках. Они нефункциональны и неудобны для людей на колясках и с колясками. При выезде с остановки водителю автобуса приходится пропускать поток автомашин.
Кроме того, необходимо создать условия для передвижения горожан на велосипедах. У нас в Атырау всего несколько районов, приспособленных для велосипедистов – некоторые участки набережной и велодорожка на Абулхаирхана. Но и на набережной она сделана не по уму: отобрали пространство у пешехода, из-за чего неизбежны конфликты с пешими отдыхающими; осталась опасность наезда на детей, так как нет физических барьеров между дорожками, смущает также недостаточная ширина велодорожки.
Но зато в Атырау почему-то любят ограждать железными заборами всё остальное, особенно общественные парки, например, в Жилгородке. Чтобы посидеть в тени деревьев, приходится обходить сотни метров ограждений, а нетерпеливые мальчишки, перелезающие через них, подвергаются опасности пораниться об острые пики заборов. На языке урбанистов это называется «недружественная среда». Недавно убрали ограждение вокруг аллеи предпринимателей (возле парка Победы), что заметно улучшило ситуацию – даже дышать как будто стало легче.
ЗАЧЕМ ТАК ЧАСТО ОБРЕЗАЮТ ДЕРЕВЬЯ?
Вспомните, как у нас растут деревья вдоль тротуаров и дорог. Вокруг растения оставляют небольшой участок открытого грунта, который горкой возвышается над тротуаром или брусчаткой. Его ограждают бордюрами. В итоге вода с тротуаров к деревьям попасть не может, скапливаясь возле бордюров и портя со временем плитку. А когда деревья поливают шлангами, грунт попадает на брусчатку, вокруг образуется грязь. Вместо этого можно использовать приствольные решетки, закрывающие грунт и не мешающие поступлению воды.
Еще одна боль горожан – постоянная жестокая обрезка деревьев. Как только кроны деревьев дорастают до определенных размеров, чтобы иметь возможность создавать тень, их обрезают.
– В 2017 году у нас была массовая обрезка деревьев, и только они пришли в себя и немного подросли – их снова обрезали, – рассказывает горожанин Ильяс, присутствовавший на встрече.
«И ВСЁ-ТАКИ ДЛЯ МНОГИХ ГЛАВНОЕ – ЭТО ДОРОГИ»
Повсюду в Атырау можно увидеть рекламные аляпистые вывески и щиты. Этим грешат не только торговые точки, но и надписи на атырауских площадях и других общественных пространствах, хотя они призваны служить другой цели – украшать город. Идея создать городскую айдентику, то есть свой фирменный стиль, в котором будут оформляться вывески в городе, высказывалась на различных городских совещаниях не раз, чему я сама была свидетелем. Но эта хорошая идея так и не нашла своего воплощения.
– Визуальный «шум» утомляет, в итоге человек не взаимодействует со зданиями, не может просто идти и наслаждаться видами, – говорит Д. Жармуханов.
Возможно, это является одной из причин, которой практически единственным любимым местом прогулок горожан является набережная реки, но и она подвергается постоянным не самым удачным изменениям – ее перекрывают железными и бетонными ограждениями, преграждая горожанам доступ к воде. Новая набережная, несмотря на огромные вложения, не вызывает восхищения жителей, более того, многие архитектурные решения кажутся спорными. В самые пик жары тень от тентов находится в стороне от скамеек. Свое недовольство горожане выражают, насмешливо называя тенты «трусами».
Подытоживая свое выступление, урбанисты предложили присутствующим задать вопросы.
– Вопросы будут, скорее, ко мне, – полушутя сказал аким Атырау Мейрим Калауи, взяв микрофон.
Он объяснил, почему власти делают упор на дорогах:
– Город постоянно растет, и в первую очередь за счет частного сектора и пригорода. Когда мы со специалистами приезжаем на встречи с жителями, главный упор они всегда делают на дороги, затопленные подвалы, прохудившиеся крыши. Сегодня поднимался вопрос о переоборудовании автобусных остановок, а нам хотя бы их поставить. В прошлом году было установлено 322 автобусных знака, денег хватило только на покупку 30 остановок. Нам бы тоже хотелось сделать наш город краше, чтобы у людей не было желания отсюда уезжать, но на всё сразу бюджетных средств не хватает. Я поддерживаю идеи урбанистов, готов на следующую встречу пригласить архитектора города, специалистов ЖКХ. Не думаю, что нам надо создавать какое-то государственное управление урбанистов, лучше совет. Нам нужно совместно находить какие-то решения, чтобы сделать город удобным для жизни.
– Огромная часть людей живет в отдаленных районах – Геолог, Жумыскер, Еркинкала, Таскала и т. д. Как оттуда добираться на работу в город, везти детей в школы, кружки, если не на машине? В этом всё дело, – подтвердил один из участников встречи.
Заместитель акима области Жасулан Бисембиев идею создания совета поддержал. В целом стороны пришли к соглашению о необходимости совместной работы, и в данное время прорабатывают формат этой работы.
Зульфия НОМАД