Предстоящему весной паводку было посвящено совещание в областном Департаменте по чрезвычайным ситуациям.
С докладом о запасах влаги в бассейнах рек выступила заместитель директора филиала РГП «Казгидромет» Татьяна АКАТЬЕВА: По её словам, с С 25 по 29 января в Атырау выпала почти двухмесячная норма осадков. В Индерском и Махамбетском районах норма превышена в полтора раза. Снежный покров размещался неравномерно из-за сильного ветра северо-восточного и восточного направлений. Средняя высота снега в степи сейчас составляет 43 см.
- Это не уникальное явление в наших условиях, - считает Т. Акатьева. - Схожая обстановка была в 2006 году, когда в январе было 37 градусов мороза и сильные снегопады. Сейчас всё зависит от заполнения снегом верховий реки. По предварительному прогнозу гидрометеослужбы города Самары, паводок будет меньше нормы. В начале марта будет точный прогноз по реке Урал. По малым рекам области прогноз уже есть. По реке Эмба в Жылыойском районе уровень воды в период паводка будет 250-350 см при норме 325 см, по реке Уил, протекающей в Кызылкогинском районе, тоже ожидается в пределах нормы. Глубина промерзания почвы сейчас составляет 107 см. В ближайшее время потепления не прогнозируется. Снег в верховьях рек будет таять постепенно, и резкого прихода большой воды не будет.
С ней не согласился начальник Урало-Каспийской бассейновой инспекции водного хозяйства Бисен КУАНОВ:
- В 1993 году, когда в нашей области произошло большое наводнение с разрушительными последствиями, россияне тоже сначала успокаивали, что резкого прихода большой воды не будет. А когда их стало топить, сбросили накопленную воду в русло Урала. В этом году по моим расчетам прибудет 11-12 млн. кубометров паводковой воды при норме 9 млн. кубов. Надо готовиться.
Во время того памятного паводка мы просили для прохода паводковой воды пробить коридор в насыпи дороги Атырау-Кульсары. Но областной штаб по ЧС запретил, мотивируя тем, что это дорога республиканского значения. В результате вода вошла в город Кульсары и затопила жилые кварталы. Аналогичная ситуация в том же 93-м году была в поселке Миялы Кызылкогинского района. Там стоял мост через речку, который был настолько низок, что сыграл роль плотины, не пропустив талую воду. На его разрушение областной штаб по ЧС тоже не дал разрешения, и это имело печальные последствия. Этот опасный мост стоит до сих пор и требует срочной реконструкции.
Б. Куанов попросил внести свои соображения в протокол совещания ДЧС, чтобы в случае сильного паводка вовремя было принято решение об устранении этих препятствий для схода паводковой воды.
Свое замечание внес и начальник областного управления по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий Нуртас МУХТАРОВ:
- Все забыли уроки больших паводков 1971 и 1993 годов. В частности, земли в районах, которые тогда были затоплены, сейчас раздаются под индивидуальное жилищное строительство. В случае большого паводка эти участки с только что построенными домами могут оказаться под водой.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото автора