AZATTYQ.ORG. «Исчезнувшие террористы и сохранившийся авторитаризм. Осмысление Кровавого января» - Январские события не были попыткой государственного переворота, считает ведущий казахстанский правозащитник Евгений Жовтис. Он называет случившееся в начале прошлого года «отражением меняющегося казахстанского общества».
«Законопроект о масс-медиа: власти хотят жёстко контролировать СМИ и интернет» - 27 января в Казахстане завершается обсуждение законопроекта «О масс-медиа». Проект готовило министерство информации и общественного развития (МИОР). Согласно документу, как отмечают эксперты, у журналистов мало прав, но много обязанностей.
QMONITOR.KZ. «Одним – всё, другим – ничего. Как в РК государство финансирует партии» - Тема финансирования партий из государственной казны, или, если говорить прямым текстом, содержания их на народные деньги, в нашей стране поднимается нечасто. Но, может, теперь, когда заявлен курс на строительство «нового» Казахстана и отказ от наследия «старого», когда значительно усилился общественный запрос на появление широкого спектра политических сил и формирование справедливого устройства партийной системы, есть смысл обратить более пристальное внимание на этот вопрос? Тем более что и время самое что ни на есть подходящее – совсем скоро начнётся предвыборная гонка за места в парламенте.
«На манеже все те же… Выборы в сенат как зеркало реформ в «новом Казахстане»?» - Итоги выборов в верхнюю палату парламента можно считать знаковыми. С одной стороны, они прошли в более конкурентных условиях - за кресла в сенате боролись преимущественно самовыдвиженцы. С другой, выяснилось, что ставшие следствием политической модернизации новые заданные обстоятельства ничуть не способствовали появлению в законодательном органе новой формации депутатов. Вакантные места, как и прежде, заняли в основном аппаратчики, и это не может не наталкивать на вывод о том, что скорость изменения системы и общества не успевает за скоростью начавшихся реформ.
«Почему в Казахстане был массовый голод, а в Киргизии – нет?» - Ашаршылық – тема, к которой казахская нация обращается постоянно. При этом многие её аспекты остаются у нас как бы вне серьёзного внимания. Например, такой: почему массовый голод начала 1930-х привёл к огромному количеству человеческих жертв в Казахстане, тогда как соседние республики Центральной Азии, населённые родственными нам народами, если и понесли потери, то относительно небольшие? В этой связи особенно интересным представляется сравнение с соседней Киргизией.
VLAST.KZ. «Насилие против журналистов без границ?» - В 2022 году фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз» зафиксировал 32 случая нападения на казахстанских журналистов, что в четыре раза больше, чем годом ранее. Их число начало расти после событий Қаңтар, принимая при этом качественно иные масштабы. Журналисты и эксперты отмечают, что по внешним признакам ситуация напоминает худший период правления Нурсултана Назарбаева. При этом они не видят поддержки со стороны государства, которое затягивает поиски заказчиков преступлений, и ожидают лишь возрастания политического насилия.
«Что изменилось в законе о выборах» - Казахстан в конце прошлого года снова изменил законодательство о выборах. В этот раз изменения коснулись практически всех видов голосования - выборы в мажилис и маслихаты снова стали доступны самовыдвиженцам, возвращаются окружные избиркомы, а наблюдать за выборами станет сложнее. В первом из серии материалов о выборах Власть подробно разбирает, что изменилось в законодательстве.
EXCLUSIVE.KZ. «На каких условиях продлевать нефтяные контракты?» - Общество обвиняет власть и нефтяные компании в несправедливом и неэффективном распределении углеводородных ресурсов. Чаще всего достается операторам крупных месторождений, таких как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Власти отвечают, что менять условия уже заключенных контрактов невозможно. Но это можно сделать при продлении или заключении нового соглашения на недропользование.