Атырау, 21 сентября 22:11
 ясноВ Атырау +21
$ 479.05
€ 534.57
₽ 5.17

Тут систему менять надо

6 225 просмотров

Когда батареи отопления скорее мертвы, чем живы, подъезд заплёван, лифт снова не работает, а стены уже до потолка расписаны прыщавыми волонтёрами от искусства, ноги сами несут на три буквы – в КСК.

 

Закон есть – порядка нет

Жалобы жильцов на председателей КСК на удивление однообразны: либо они бездельники, либо – воры. Часто обидные ярлыки идут в одном флаконе. Напоминаем в стотысячный раз: только в вашей воле уволить председателя и его команду. Согласна: на бумаге это выглядит легко и достижимо, но на практике – увы…

Я и мои соседи тоже имеем печальный опыт попытки свержения председателя своего КСК. Обращения собственников квартир к правлению кооператива с предложением собраться и обсудить перспективу переизбрания власти отклика не нашли: непонятно почему, но правление дома председатель устраивал.

– Что делать в такой ситуации? Ведь правление избирается самими жильцами, его члены – такие же собственники квартир, и именно им доверено представлять интересы всего дома в сотрудничестве с наёмным работником, председателем, а в этом случае правление встало на его сторону, – спросила я у заместителя председателя Ассоциации КСК Атырау Гульнар САЛИХОВОЙ.

– Ваша ошибка заключалась в том, что вы полностью переложили решение вопросов на плечи правления КСК. Между тем общее собрание может проводиться также и по решению инициативной группы жильцов. Пункт 3 статьи 42-1 «Закона о жилищных отношениях» гласит: «собрание проводится по инициативе КСК, а также по требованию не менее десятой части собственников помещений и квартир». Более того, проведение собрания в том или ином КСК теперь могут инициировать и местные исполнительные органы.

Это «теперь» имеет дату – оказывается, городской акимат наделён такими полномочиями аж с 2009 года. А мы и не подозревали.

В случае поступления письменных жалоб на действия (или бездействие) КСК акимат сам может рекомендовать проведение общего собрания с дальнейшим переизбранием председателя.

– С августа 2011 года внесены соответствующие изменения в закон. С прошлого года при акимате также создана жилищная инспекция, то есть вводится государственный контроль за деятельностью, – говорит Салихова.

И кажется, это не просто громкие слова. Ассоциация КСК совместно с городским отделом ЖКХ разрабатывают «Квалификационный справочник требований» к потенциальным председателям КСК. ЖКХ в перспективе планирует взять на себя рекомендательную функцию при их избрании. То есть жильцам будут рекомендовать подходящую кандидатуру, но выбор оставят за ними. Кандидаты отныне должны будут проходить собеседование в ЖКХ и «тест на соответствие», не избегут своеобразной аттестации и действующие председатели.

– Это не будет обязательное к исполнению насаждение тех или иных кадров, уточняет Гульнар Салихова.Мы разрабатываем в партнёрстве с ЖКХ этот справочник с одним желанием – уменьшить поток неподготовленных, неквалифицированных, откровенно случайных людей в сферу, поскольку сегодня все мы наблюдаем именно это.

 

Попытка как пытка

Татьяна Павловна ОСИПОВА два года как на пенсии, она проработала в кондоминиуме 12 лет от управдома до председателя. Её КСК «Прогресс» обслуживал ветхую двухэтажку 60-х годов постройки.

Татьяна Павловна согласна, что не женская это работа тащить старый дом из болота.

– Работа неблагодарная – платили мне 15 тысяч тенге, а в последние годы и вовсе 10 тысяч, а куда ещё пойдешь в нашем-то возрасте? – сетует она. Чего только не бывало: и избить угрожали, и убить даже, и матом крыли! И я в ответ. А что делать? Без этого никуда. Некоторые сантехники другого языка и не понимают.

– Низкие зарплаты, неквалифицированный персонал, но главные две беды каждого председателя – недостаточные тарифы и жильцы-неплательщики…

– Ничем их не проймёшь: подавайте в суд, говорят. Подавали - и что? Через два года любой долг списывается. Была у меня одна такая злостная неплательщица – три года не платила, суд списал ей долги за два года, она кинула мне в лицо 5 000 тенге за год и ушла победителем. Вот после таких судов председатели и не любят с ними связываться – себе дороже, а других способов законных у них нет.

– Как вы думаете, жилищно-коммунальная реформа себя оправдала?

– Нет! Лучше бы при ЖКО так и оставались. Что можно сделать на эти копейки даже после увеличения тарифа? Не успеешь в одном месте залатать, как из другого течёт… А чего ждать? В любом другом деле при передаче имущества его сначала ремонтируют, а КСК в своё время что получили? Гнилушки! Спасибо, что стоят. Пора уже менять всё в корне – реформа нужна. По мне, конечно, нужно возвращать государственное участие.

 

Инспекция для КСК

Вернёмся к уже функционирующей жилищной инспекции. Как говорит Гульнар Салихова, эта структура наделена правом проверять объекты кондоминиумов, запрашивать оттуда любые документы и вообще следить за соблюдением правил содержания жилищного фонда.

– Предположим, нарушения будут обнаружены.

– Они актируются, и инспекция выносит предписание по устранению нарушения правил содержания жилфонда, обязательное для исполнения, а отчёт о проверке поступает в местные исполнительные органы. А те, в свою очередь, уже могут рекомендовать меры воздействия вплоть до увольнения председателя.

– Как часто проводятся проверки?

– Плановые – в среднем до двух раз в год, а внеочередные – по жалобам и аварийным случаям.

– Часто люди жалуются на то, что председатели КСК отказываются актировать последствия собственных промахов и даже факты перепадов электроэнергии, из-за которых «летит» техника. Могут ли люди в качестве независимого свидетеля в чрезвычайных ситуациях привлекать эту самую инспекцию?

– Могут. Для этого следует обратиться в комиссию письменно.

– Куда звонить?

– Поскольку комиссия – структура ЖКХ, то и сидит там же, номер 25-46-33.

– И напомните, пожалуйста, читателям ваши собственные контакты.

– Мой рабочий телефон – 75-51-75, а домашний уже весь город и так знает: 32-94-57.

 

Кому не до лампочки

Недостатки системы уже не списать на трудности роста: коммунальное самоуправление действует в Казахстане с 1994 года. Тогда, 18 лет назад, учредив кооперативы собственников квартир, государство сняло с себя массу обязательств перед гражданами – разом скинув миллионы квадратных метров на самостоятельное обслуживание. Мы лишились «большого брата», но обрели маленьких правителей самого разного пошиба. Зато – выборных. Но судя по всему, такая анархия на местах государство уже тоже не устраивает. Частные проблемы собственников жилья грозят перерасти в масштабное недовольство государственной машиной, и та предусмотрительно взялась за лечение хронического больного: курс антибиотиков – термомодернизация – уже начат. Следующий шаг – подобие контроля в виде жилищной комиссии. Но жилкомотделы в прежнем виде вернутся вряд ли: эта ноша для государства неподъёмна. В последнее время всё чаще звучат утверждения, что форма самостоятельного управления кондоминиумом собственниками жилья себя не оправдала, и теперь уже заговорили о целесообразности сотрудничества с коммерческими структурами – так называемыми управленческими компаниями (они уже воплощают проект термомодернизации). В городе, кстати, уже есть примеры такого обслуживания. Как правило, это жилые комплексы, которыми продолжают управлять строившие их компании. Как пояснил один из владельцев такого бизнеса, показывая хозяйственный блок с дорогостоящим оборудованием, «я не для того закупал эти котлы и насосы, чтобы шарашкина контора под названием КСК через день его растащила».

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

16 февраля 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.