Заявление президента России Владимира Путина о том, что российские войска прекратят огонь в связи с празднованием Рождества, скорее всего, является информационной операцией, призванной нанести ущерб репутации Украины, пишут эксперты Института изучения войны (ISW).
Путин вряд ли ожидает, что Украина выполнит условия внезапно объявленного перемирия, и, возможно, хочет представить ее как несговорчивую и не желающую предпринимать необходимые шаги для переговоров сторону. Это информационная тактика, которую Россия применяла в прошлом.
Прекращение огня требует времени для организации и реализации. 14 декабря пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявлял, что Россия не планирует прекращать огонь на православное Рождество, поэтому заявление Путина выглядит еще более поразительным.
Дата празднования Рождества, в конце концов, известна уже много веков. Если бы Путин серьезно относился к прекращению огня по религиозным мотивам, у него было достаточно времени для подготовки, пишет ISW.
Объявление о прекращении огня менее чем за 24 часа до того, как оно должно вступить в силу, позволяет предположить, что оно было сделано с намерением представить украинские силы как не желающие работать над достижением мира и стремящиеся воевать любой ценой.
Эта информационная операция также может поддержать кремлевскую риторику о том, что Украина преследует православных христиан и русскоязычных - нарратив, который Путин неоднократно выдвигал в качестве оправдания своего незаконного вторжения в Украину.
Зеленский: «Россия хочет использовать Рождество как прикрытие»
Владимир Зеленский прокомментировал это предложение в своем вечернем обращении. "Сейчас они хотят использовать Рождество как прикрытие, чтобы хоть ненадолго остановить продвижение наших парней на Донбассе и подогнать ближе к нашим позициям технику, боеприпасы и мобилизованных. Что это даст? Только очередное увеличение счёта потерь", - заявил президент Украины (в этой части обращения он говорил по-русски, обращаясь к жителям России).
"Все в мире знают, как Кремль использует передышки на войне, чтобы продолжить войну с новой силой. А чтобы закончить войну быстрее, нужно совсем другое, - добавил он. - Нужно, чтобы граждане России нашли в себе смелость хотя бы на 36 часов хотя бы во время Рождества освободиться от своего позорного страха перед одним человеком в Кремле". Он заключил, что "война закончится тогда, когда ваши солдаты или уйдут, или мы их выгоним".
Ранее советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что распоряжение Путина - это "исключительно пропагандистский жест", призванный снизить интенсивность боев и таким образом выиграть время.
"Россия хочет показать якобы "гуманистические подходы в войне" и таки попробовать убедить европейцев с тем, чтобы они начали давить на нас, - считает Подоляк. - Задача у них одна: "немедленный стол переговоров, принятие российского ультиматума, новая линия разделения". Вот циничный смысл указания Путина о "временном прекращении огня". Банальная уловка. В этом нет ни малейшего желания прекратить войну".
Через некоторое время после заявления Путина глава самопровозглашенной "Донецкой народной республики" Денис Пушилин написал в своем телеграм-канале, что "решение касается прекращения инициативного огня или наступательных действий с нашей стороны". "Но это не значит, что мы не будем отвечать на провокации противника! Или дадим хоть какой-то шанс врагу в эти праздничные часы улучшить свои позиции на линии соприкосновения", - заявил при этом Пушилин.
На предложение Путина отреагировал и президент США Джо Байден. В ответ на просьбу журналистов прокомментировать распоряжение российского лидера Байден сказал: "Мне не хочется отвечать на все слова Путина. Мне это кажется интересным. Он был готов бомбить больницы, детские сады и церкви и 25-го [декабря, то есть в Рождество], и в Новый год. Я думаю, он пытается добиться какой-то передышки".
Председатель Европейского совет Шарль Мишель написал в своем "Твиттере", что "отвод российских войск - единственный серьезный вариант восстановить мир и безопасность". "Объявление одностороннего прекращения огня - это такая же фальшь и лицемерие, как карикатурные аннексии и сопровождавшие их референдумы", - пишет европейский чиновник.