На заседании комиссии по охране памятников истории и культуры обсуждалась дальнейшая судьба исторических построек города Атырау.
Недавняя публикация в социальных сетях фотографий двух разгромленных и подготовленных к сносу старинных особняков по улице Шевченко вызвала, как это принято говорить, широкий общественный резонанс. Наряду с комментариями, что акимат наконец-то уничтожит «наследие колониального прошлого», звучали гневные отклики здравомыслящих граждан и призывы к чиновникам «одуматься». При этом подавляющее, на мой взгляд, большинство пользователей соцсетей высказали крайнее неодобрение действий чиновников. Особенно если учесть, что в позапрошлом году тогдашний аким Атырауской области Махамбет ДОСМУХАМБЕТОВ обещал сохранить историческую часть города.
Сложившуюся ситуацию удалось немного прояснить на состоявшемся в ноябре заседании комиссии по охране памятников истории и культуры под председательством заместителя акима Атырауской области Жасулана БИСЕМБИЕВА. В ее состав вошли представители областного общественного совета, художники, архитекторы, краеведы, а также специалисты различных госучреждений. Поприсутствовал на заседании и ваш корреспондент.
СВИСТИТ РАЗРУХА В ОБА УХА
Но начну с того, что безобразное отношение властей к городской архитектуре конца XIX – начала XX века наблюдается еще с советских времен, а за годы независимости на реставрацию (или даже обычный ремонт) старинных домов не было выделено ни тиына, за исключением Успенского собора. А ведь еще лет 30 назад список старинных зданий города насчитывал порядка трех сотен. Сейчас же нет и ста. Из них только семь купеческих особняков занесены в список памятников местного значения и охраняются государством. Охраняются на бумаге, а не на деле.
Владельцами почти всех зданий со статусом памятника являются предприниматели, юридические лица. Некоторые из них по возможности стараются самостоятельно сохранить первоначальный облик строений (например, рестораны «Урал» и Bella Napoli, фонд «Болашак-К»).
Подавляющее же большинство других старинных объектов, коим не посчастливилось попасть в охранный список – это обычные дома. Их жильцам не по карману дорогостоящий качественный ремонт фасадов, крыш, лестниц и других конструкций, а некоторые, к сожалению, попросту не осознают историко-культурной ценности таких зданий и настоятельно требуют сноса. Хотя их тоже можно понять, ведь для них это единственная возможность переехать и улучшить жилищные условия.
Между тем, старая часть г. Атырау – это целый комплекс, остатки которого уцелели до наших дней, где даже деревянные домишки являются важными элементами архитектурной среды. Все это и формирует исторический облик нашего города. Сегодня, доведенные до ветхого состояния, они разваливаются, их сносят, они перестраиваются, внешний облик искажается собственниками. Впервые эту проблему на страницах местной печати еще в 70-х годах прошлого века поднимал наш историк, краевед Василий Николаевич ДАРИЕНКО, позже много раз бил тревогу его коллега, профессор Вячеслав Константинович АФАНАСЬЕВ. Но у сменяющих друг друга «отцов города» ситуация не вызывала обеспокоенности.
Местные туроператоры неоднократно недоумевали на совещаниях и круглых столах, посвященных развитию внутреннего туризма, что им фактически нечего показывать гостям города, а ведь знакомство с любым населенным пунктом начинается с его истории.
И всякий раз, когда защитники старого Гурьева поднимали вопрос о его сохранности, власти «отбояривались» отсутствием финансовых средств. Но при этом успешно находили миллионы на разработку таких мертворожденных проектов, как электронные табло на автобусных остановках и курортная зона на каспийском берегу, строили сомнительные планы по разведению бизонов, высадке лавандовых полей и т. п.
ПЛАН ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ
Еще до пандемии акимат объявил масштабный поэтапный снос жилых и иных строений на правобережье областного центра. Напомним, под «зачистку» попала большая территория в периметре улиц Курмангазы, Афанасьева, Исенова и Жарбосынова (от набережной реки Урал до района старого аэропорта), в том числе и вся историческая часть города. Исключение сделали лишь для семи домов со статусом памятника. Снос, предусмотренный генпланом, должен завершиться в 2030 году.
В 2020 году специалисты столичного ТОО «Қолдау» по заказу областного управления архитектуры и градостроительства разработали план детальной планировки (ПДП) сносимой и застраиваемой территории, на что из бюджета выделили 51,7 млн тенге. Отрадно, что отдельный пункт этого проекта был посвящен старому Гурьеву.
К разработке ПДП привлекли видного специалиста, профессора Казахской головной архитектурно-строительной академии Эскандера БАЙТЕНОВА. В качестве консультанта-волонтера участвовал и автор этих строк, за плечами которого почти 20 лет краеведческой деятельности.
– Мое мнение, как и два года назад, остается неизменным, – говорит Э. Байтенов. – Малоэтажная историческая застройка расположена преимущественно в восточной части проектируемого района, ближе к реке Урал. В связи с этим рекомендуется в этой части организовать рекреационные пространства с сохранением исторически сложившегося масштаба застройки, заданного этими зданиями. Необходимо в максимально возможной степени оставить старинные здания, придав им статус общественных – это кафе, клубы... Да, не все здания являются памятниками архитектуры, но практически все они способствуют преемственному сохранению городской среды столетней давности и соответствующих историко-культурных ассоциаций.
В числе наиболее узнаваемых горожанами зданий, которые предложили сохранить разработчики ПДП, – школа милиции (особняк купца Чанпалова), кинотеатр «Мир» (открыт в 1959 г.) и этот дивно сохранившийся одноэтажный домик по улице Балгимбаева – аккурат напротив редакции «Ак Жайыка». Он построен в 1900 году, присутствует на старинных фотографиях первых послереволюционных лет, и есть сведения, что в 30-х годах в нем располагался местный НКВД. Предложили сохранить и «плеяду» купеческих домов (всего их пять) на улице имени Шевченко, очистив их от поздних наслоений.
Как сообщили «АЖ» в пресс-службе облакимата, разработанный ТОО «Қолдау» ПДП был утвержден городскими властями в январе 2021 года.
ДВА СПИСКА
Теперь вернемся к заседанию комиссии по охране памятников истории и культуры.
Надо сказать, что помимо давно утвержденного государственного списка существует еще и список предварительного учета объектов историко-культурного наследия – это дома, которые, возможно, станут памятниками после прохождения ряда процедур. Данный предварительный список существует с советских времен, составленный «Казреставрацией» по заказу Гурьевского облисполкома. Включал в себя объекты, которые вряд ли можно отнести к памятникам – это центральный мост, Дом быта, новые здания аэропорта, железнодорожного вокзала и другие.
Приводить список в порядок начали с 2008 года силами специалистов инспекции по охране памятников (ныне – КГУ «Центр исследования историко-культурного наследия Атырауской области). Сейчас в нем сотни объектов, расположенных по всей Атырауской области, из них почти половина – это археологические памятники, курганы, стоянки, а также 25 домов из старой части города. Завершили затяжную «чистку» списка несколько лет назад и передали в акимат, после чего дело застопорилось. Вот эти 25 домов и стали предметом обсуждения комиссии.
По словам Жасулана Бисембиева, чтобы придать этим домам статус памятников, необходимо сначала провести историко-культурную экспертизу, которая определит их ценность.
– В этом году трижды объявляли тендер, но никто не изъявил желания принять участие, и конкурсы признали несостоявшимися. В начале 2023 года будем проводить снова, – говорит он. – Да, есть разные мнения относительно целесообразности сохранить старые дома, но в Казахстане не так много городов с более чем трехвековой историей. Сохраняя эти здания, мы показываем, что у нас есть глубокая история, без привязки к каким-то там националистическим или политическим моментам. В будущем эта часть города станет основой для дальнейшего развития регионального туризма. О ремонте, реставрации речь пока не идет, необходимо сначала определиться с исторической ценностью зданий и их статусом.
На комиссии заверили, что предварительный список имеется во всех госорганах, имеющих отношение к масштабному сносу, но тут же выяснилось, что если эти дома уничтожат, то ответственности никто не понесет. А что касается двух подготовленных к сносу домов по ул. Шевченко, то они не попали в заветный предварительный список из-за аварийного состояния.
«ОТ НЕКОТОРЫХ ДОМОВ ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО СТЕНЫ – НО ЭТО МОЩНЫЕ СТЕНЫ!»
Приглашенный на заседание комиссии председатель русского этнокультурного объединения «Былина» Андрей КОРАБЛЕВ предложил объявить мораторий на снос и застройку территории в периметре улиц Жарбосынова – Айтеке би – Султана Бейбарыса – Пушкина.
«Исторически в этих пределах и сложился тот самый Гурьев-городок, и, говоря о его дальнейшей судьбе, хотел бы обратиться к мировому опыту. Есть, к примеру, в Китае кусочек старой Португалии. В городе Макао находится. Туда ездят не только чтобы отдохнуть на пляжах да поиграть в многочисленных казино, но и посмотреть уникальную застройку классической португальской архитектуры посреди стремительно растущего города. Отмечу, что колониальный центр Макао был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как место, где впервые встретились культуры Запада и Востока.
Еще один факт, – продолжает А. Кораблёв. – На побережье Тихого океана, в Северной Калифорнии, стоит старинная деревянная русская крепость Форт Росс, имеющая статус национального исторического памятника США. Эта крепость является еще и объектом внутреннего туризма, который приносит немалый доход, так как ее ежегодно посещает более 150 тысяч туристов! Кроме того, там проводят красочные инсценировки из жизни первых поселенцев и многие другие культурные мероприятия, одним из главных является День культурного наследия Америки…
Объявите мораторий, нельзя же жить одним днем. А снести – это легче всего. И строить там пока ничего не нужно, многоэтажки испортят окружающий ансамбль из старинных домов, которые затеряются посреди высоток.
Да, у нас есть аварийные дома и те, от которых одни лишь стены остались. Но это мощные стены! Все можно сохранить и воссоздать. Обратите внимание, что римский Колизей является частично воссозданной копией, а не стопроцентным оригиналом. Сейчас Сарайшык отстраивают практически с нуля – то же самое можно сделать и со старым городом и зарабатывать на этом».
КОГДА ЗАКОНЫ МОЛЧАТ
В целом никто из членов комиссии не ратовал за снос исторического центра, и словам заместителя акима области можно было бы только поаплодировать. Да вот только лично я не верю! Не верю, когда чиновники заводят речи о сохранении старого города, ибо таких обещаний за много лет наслушался предостаточно.
Остатки некогда красивейшего архитектурного уголка доживают последние дни, и это на совести всех руководителей города и области вместе взятых. Они не понимали, что будущее не за нефтью, а цивилизация начинается там, где берегут историю. Собственники старинных зданий уничтожали их, поскольку не могли содержать, а чиновники палец о палец не ударили, чтобы помочь сохранить.
Да, есть мировой опыт, мировая практика, есть законы и есть, наконец, здравый смысл. Только у нас все через одно место…
Кстати, насчет законов. Знает ли достопочтимая комиссия о существовании Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»? Наверняка, знает. А то, что объекты из предварительного списка до принятия решения об их статусе подлежат охране наравне с памятниками (п. 1 ст. 4)? И то, что ответственность за нарушение правил охраны тоже имеется (ст. 447 КоАП и ч. 1 ст. 203 УК РК)? И вообще, ведают ли собственники этих 25 домов, что они занесены в предварительный список? Так, например, в курсе ли городской отдел образования, что на целесообразность обшивки старинного особняка (сейчас там КГКП «Центр школьников г. Атырау имени Абая») безобразным сайдингом должны были получить специальное разрешение?
Упомянутый Закон «Об охране…» вовсе не такой уж беззубый, как кажется, вот только в Атырау он не работает. Опять-таки реальный пример – с 2018 года к облакимату возводят новую 6-этажную пристройку, но никто не спрашивал на это разрешения у соответствующих органов. Дело в том, что холеное здание «Дома Советов» давно является… памятником градостроительства и архитектуры местного значения. Да-да, не смейтесь – настоящий памятник, хоть его и собираются исключить из списка. А пока на него должны распространяться все нормы действующего законодательства, и любые строительные видоизменения (расширение площадей, обычный ремонт и проч.) имеет право проводить организация, лицензированная в области реставрационных работ.
А вот как выглядит «охрана» государства на примере дома купца Пономарева (Дом совдеповцев по Жарбосынова, 16).
НЕ В СТАТУСЕ ДЕЛО…
А нельзя ли всЁ просто сохранить безо всяких экспертиз?
Во-первых, при всем уважении к специалистам, непонятно по каким критериям они собираются определять культурную ценность домов, ведь никто не знает их историю. Ваш корреспондент, к примеру, собирает ее на протяжении многих лет по крупицам и далеко не все еще известно.
Во-вторых, потенциальные застройщики (крупные компании, ребята со связями) не будут ждать, пока пройдет акиматовский тендер, и при удобном случае двинут на особняки тяжелую технику. Какой-то там Закон «Об охране объектов историко-культурного наследия» им не помеха. Он, как мы видим, не работает.
В-третьих, что по сути даст этим домам статус памятников? Деньги на реставрацию выделят? Сомневаюсь! Как показывает печальный опыт прошлых десятилетий, ни тиына в бюджете не найдется. Скорее всего, доведенные искусственным образом до полного разрушения строения будут один за другим исключать из охранного списка и сносить. А на освобожденных таким образом лакомых земельных кусках вырастут современные здания.
«Хорошо. Жильцов переселим, дома сохраним, а дальше что?» – не раз спрашивали меня чиновники различного уровня.
Вот тут не нужно изобретать колесо, все уже давно придумано и без помощи государства не обойтись.
Необходимо передать старинные дома на самых выгодных условиях субъектам бизнеса под кафе, гостиницы, магазины и офисы с обязательным условием не менять внешний облик здания.
Еще один вариант – отремонтировать и открыть в некоторых из них филиалы областного историко-краеведческого музея, чьи экспонаты просто не умещаются в экспозиционных залах. В одном доме можно открыть музей боевой славы, в другом – рыбной отрасли, в третьем – нефтяной… Почин уже есть на примере того же дома купца Пономарева, который взял в доверительное управление археолог Марат КАСЕНОВ, намерен его отреставрировать и открыть частный музей археологии Атырауской области.
Да, не каждое здание подойдёт под музей, но ведь помещения действующего историко-краеведческого музея на «Арбате» тоже являются приспособленными – раньше в этом доме было культпросветучилище. А открытие тематических филиалов музея позволит не только сохранить здания и сделать экспонаты доступными, но и район станет посещаемым, туристически привлекательным. Ведь именно о развитии внутреннего туризма говорил недавно президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ в ходе визита в Атырау. И именно сюда будут приезжать люди за тысячи километров, чтобы посмотреть на настоящий исторический центр города, а не на стекло с бетоном безликих «коробок».
Будут приезжать и приносить доход в бюджет государства, которому, разумеется, нужно серьезно вложиться, прежде чем извечь прибыль. Это и есть прямая обязанность государства, которое в лице чиновничьего сообщества на протяжении многих лет преступно бездействует.
Все можно сделать. Было бы желание. А пока приходится наблюдать, как предприимчивые горожане беспрепятственно растаскивают конструкции столетних купеческих домов по улице Шевченко. Вирус бескультурья опасней любого коронавируса. И как тут не вспомнить меткую фразу одного киношного циника: «По личному опыту скажу вам – без прошлого можно построить замечательное будущее, особенно если не оборачиваться!»
Лев ГУЗИКОВ
Фото автора и из архива ЭКО «Былина»