Атырау, 26 ноября 11:29
 ясноВ Атырау +4
$ 498.51
€ 522.84
₽ 4.81

Жана-Васюки

6 355 просмотров

Экономическая сторона беспорядков в Жанаозене – это прямые и косвенные финансовые потери. А также признание того, что предыдущие попытки оздоровить ситуацию не принесли результата. Новые бюджетные вливания лишь усугубят проблему, если не начать решать её комплексно – по всем депрессивным районам страны.

За беспорядкив Жанаозене заплачена самая высокая цена - человеческие жизни. Говорить при этом о материальных потерях как-то неловко. Но и не говорить нельзя –если не решить экономические проблемы подобных регионов, то от повторения беспорядков никто не застрахован. А главное – необходимо понять, действительно ли бедственное социально-экономическое положение Жанаозена стало причиной острого конфликта?

 

Годы идут – проблемы остаются

Говорить о том, что Жана-озен был лишён внимания властей, было бы неправильно. На самом деле это едва ли не единственный город, вопросы которого поднимались на уровень правительства. Ещё в 2008 году, когда началась первая волна забастовок, государство решило, что вся проблема – в плохих условиях жизни рабочих. Был принят «Комплексный план по решению проблем социально-экономического развития города Жанаозен Мангистауской области на 2009-2012 годы». (Кстати, в 1989 году, после беспорядков в Новом Узене, тоже принималось постановление о неотложных мерах по его социально-экономическому развитию.)

В этом плане предусмотрено: во-первых, строительство домов и дорог, обеспечение жилых районов газом, электричеством и водой. Во-вторых, масштабное строительство социальных объектов: больницы, поликлиники, роддома, дома культуры, детсады, школы, колледжи. В-третьих, меры по снижению безработицы, включая создание новых производств, связанных не только с техническим обслуживанием нефтегазовых предприятий. Среди них – возрождение швейной фабрики, расширение подсобного хозяйства. Запланировано было обучение людей предпринимательству и микрокредитование. Предусмотрена также организация общественных работ с привлечением в приоритетном порядке безработных из числа оралманов, а также профессиональная подготовка и переподготовка безработных женщин и оралманов.

 

Все дороги ведут в Жанаозен

Мало того, Жанаозен решили вывести не только на республиканскую, но и на международную орбиту. Долгосрочная программа развития города на 2012-2020 годы провозгласила его новую роль – транзитный транспортно-логистический центр. Он, ни много ни мало, позволит «обслуживать Казахстан и центральные регионы России, а также Туркмению, Иран, страны Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии». Причём начало уже положено: построена железная дорога от Жанаозена до границы с Туркменией, которая далее идёт через Иран и выходит к Персидскому заливу. Ещё предлагается построить автодорогу Жанаозен – Курык протяженностью 100 км, железную дорогу Жанаозен – Сайотес протяженностью 150 км. Наконец, появится специальная экономическая зона «Каспий». По плану в городе появится 29 тысяч новых рабочих мест. Программа, подготовленная консалтинговой фирмой, сделана по креативным мировым канонам – взять да и поменять коренным образом всю экономику региона. Раньше и сейчас город был неразрывно связан только с одной отраслью – нефтегазовой. Но месторождение “Узень” уже пережило свои лучшие времена, в будущем добыча на нём будет сокращаться и становиться всё менее эффективной из-за роста затрат. Перспектив у нефтянки здесь нет. Поэтому будущее города решили связать совсем с другим направлением – транспортным, и сделать запертый в пустыне Жанаозен транзитным центром не регионального, а сразу международного калибра. На бумаге вышло убедительно.

 

Проекты или прожекты?

По данным внутрирегионального рейтинга городов областного значения и районов за 2010 год и первый квартал 2011 года Жанаозен вошёл в группу с высокой и средней динамикой развития. Так почему же, несмотря на финансовые вливания и пристальное внимание со стороны республиканских властей, которыми не могут похвастать небольшие города и даже областные центры, он остаётся в статусе проблемных? Почему регион с такими радужными перспективами и блестящими официальными показателями стал местом самых жестоких социальных противоречий?

Начать нужно с того, что большие бюджетные деньги, отчеты об их освоении, программы и обещания на будущее – это картина, далёкая от реальности. Что касается эффективности бюджетных вливаний, то об этом красноречиво говорят уголовные дела, возбуждённые против двух последних акимов Жанаозена именно за хищение предназначенных городу средств. А поскольку деньги разворовывались, это только подстёгивало социальную напряжённость.

Что касается планов, то их нужно ещё раз внимательно рассмотреть. Потому что переоценивать возможности Жана-озена слишком опасно. Если из Жанаозена проложат рельсы до Туркмении  и дальше в Иран, то город реально может стать центром средоточения грузов, обзавестись складскими мощностями. Но вот насколько это реально – обслуживать зарубежные страны вплоть до Юго-Восточной Азии?

В Казахстане чиновники имеют свойство выдвигать массу амбициозных прожектов. Затем, как водится, воздушные замки тают – вместе с бюджетными средствами. Но если такая же судьба постигнет проектируемый транспортный центр в Жанаозене, то дело обернётся не только финансовыми потерями. Всё гораздо серьёзнее. Потому что если под этот проект привлекут население, которое потом окажется без работы, то мало не покажется никому.

 

Чем дальше в лес – тем больше безработных

Ставка на расширение экономической активности в Жанаозене, а не её постепенное сворачивание – это очень противоречивый выбор. И нужно его хорошенько обдумать. Власть и так постоянно принимает решения, которые приносятся в жертву долгосрочным перспективам и здравому смыслу и не идут региону на пользу.

Начнём с того, что была допущена стратегическая ошибка перенаселённости города. В Жанаозене действуют мощные нефтегазовые предприятия. Это не только «ОзенМунайГаз», добывающий более 6 млн тонн нефти в год, но и газоперерабатывающий завод, который работает на весь западный регион, головная нефтеперекачивающая станция – начальный пункт крупнейшего нефтепровода страны Узень – Атырау – Самара. Но они способны дать работу ограниченному количеству людей, и существенного увеличения рабочих мест тут не предвидится. Город был рассчитан на 60 тысяч жителей, тогда как сейчас их – вдвое больше.

При этом, по оценке властей, в город прибыло 60 тысяч оралманов. Столкнувшись с безработицей и другими социально-экономическими проблемами, чиновники решили, что лучший способ – это создать дополнительные рабочие места и выделить дополнительные средства. Но приток денег приводит к приросту населения, который уверенно обгоняет увеличение рабочих мест. В результате выходит, что чем больше денег выделяется Жанаозену и чем более амбициозные планы его развития рождаются на свет, тем хуже становится ситуация.

Очевидно, что без регулирования численности населения искусственное разогревание экономической активности в Жанаозене – тупиковый путь.

 

Депрессия – болезнь заразная

Всё познаётся в сравнении. Те, кто посещал Жанаозен до трагедии и другие малые города, подтвердят, что сравнение было в его пользу. В республике десятки городов-призраков: там сокращается население, разрушается инфраструктура, жители бросают свои дома.

В Жанаозене всё наоборот, главная проблема – не сокращение населения, а его переизбыток. В городе оставленных домов, его территория расползается вширь.

Вот такой парадокс. Казалось бы, объективные причины для социального взрыва назрели именно в депрессивных малых городах. А произошёл он в благополучном, по сравнению с ними, Жанаозене. Не в отсталых аграрных районах, а в нефтяном регионе. Почему так? Причина в том, что социальные конфликты порождает не уровень общественного богатства, а его распределение. В городах-призраках все одинаково бедные. А в нефтянке вообще и в Жанаозене в частности – слишком кричащее социальное расслоение. Его сформировала безработица и крайне неразумная миграционная политика. Помимо бездумного «накачивания» страны оралманами, власть усугубляет ситуацию корявой политикой стимулирования отдельно взятых регионов. Большинству из них, зачисленных в разряд «депрессивных», остаётся прозябать. Народ там не шумит, не выходит на площади. И потому на него махнули рукой. В итоге население всё быстрее будет концентрироваться в тех самых «отдельно взятых регионах», куда из центра идут деньги. А потом переварить бурный приток неквалифицированных трудовых ресурсов не смогут не только небольшие города вроде Жанаозена, но и более крупные – такие, как Атырау.

Так что решение проблемы Жанаозена возможно только при решении проблемы всех малых городов и сёл, а также регулировании миграции. Всё остальное – просто самообман.

Сагит ОСПАНОВ, экономический аналитик, Астана

Фото Сании ТОЙКЕН, Жанаозен

9 февраля 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.