Атырау, 21 сентября 19:04
 ясноВ Атырау +12
$ 479.05
€ 534.57
₽ 5.17

На крючке

8 430 просмотров

Начальник Дамбинской рыбинспекции Ибрай ИСМУРАТОВ против предпринимателя Раисы СУНДЕТОВОЙ: чья возьмёт?

Сказать, что прошлый год для предпринимателя Раисы СУНДЕТОВОЙ (на снимке), занимающейся выловом частика, выдался неудачным, значит не сказать ничего. Конец года ознаменовался полным развалом её небольшого бизнеса.

 

Ни денег, ни рыбы

ИП «Сундетова» – субподрядчик ТОО «Атырау-Агросервис». По договору №2 от 09.09.2011 г. ИП должно было освоить лимит в 10 тонн жереха, 10 тонн леща, 5 тонн судака и 5 тонн сома. По словам Раисы, 28 ноября 2011 года весь её улов – а это более двух тонн судака и полтонны сазана – отобрали… работники Дамбинской рыбной инспекции.

– В последнее время по состоянию здоровья я отошла от дел, и рыбным хозяйством занимались сын Герман ЖИДКОВ и внуки Жания БОРАШЕВА (на неё была оформлена доверенность), Илона иАсланбек КАТЕШОВЫ, – рассказывает Раиса. 23 ноября одна из двух наших машин – «Газель» сломалась. Трое суток машина, под завязку гружённая рыбой, стояла на берегу, она уже начала уходить колёсами в зыбкий прибрежный грунт. Лишь на четвёртый день дети вытащили на буксире машину и наконец выехали из посёлка Пешной. 28 ноября рано утром, проехав около 5 км в направлении города, «Газель» вновь заглохла. Тогда сын пригнал из дома наш бортовой УАЗ. И дети только начали перегружать рыбу, как появились люди с автоматами...

Дети особо не волновались – рыба была вся мороженая, разрешение на её вылов №0196, подписанное заместителем начальника Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Муратом ЕРБУЛЕКОВЫМ, было действительно до 30 ноября.

Но 28 ноября начальник Дамбинской рыбной инспекции Ибрай ИСМУРАТОВ, проигнорировав этот документ, приказал конфисковать нашу рыбу и задержать моего сына и внуков. Правда, сотрудники водной полиции, увидев, что с документами всё в порядке, отказались оформлять задержание, но вся выловленная рыба на сумму 2 миллиона тенге была почему-то оформлена как браконьерская. А наш бортовой УАЗ три недели простоял опечатанным во дворе Дамбинской инспекции без постановления об аресте машины.

Теперь Раиса даже и не знает, что говорить своим покупателям, которые уже произвели предоплату. И что сказать десяткам нанятых ею людей – жителям прибрежных аулов, оставшимся без работы.

 

«Они приехали в камуфляже и с автоматами»

Раиса Сундетова показывает мне протокол, составленный главным госинспектором Дамбинской рыбной инспекции И. ГУМАРОВЫМ в присутствии помощника прокурора М. АЗЕРБАЕВА, сотрудников ОБППРЗ С. ИМАНГАЗИЕВА, М. МУХТАРОВА, госинспекторов А. УНГАРСЫНОВА, И. АРАЛБЕКОВА, А. КАЗИМУЛЫ, С. ЖАКСЫЛЫКОВА и других. Там, в частности, говорится: «28.11.2011 года в ходе рейдовых мероприятий примерно в 4.30 утра в районе о. Пешной была обнаружена «Газель». При осмотре кузова автомашины обнаружена рыба частиковых пород – судак, сазан, упакованные в мешки и россыпью. Водитель «Газели» Жидков Герман на вопрос, откуда эта рыба, ничего ответить не смог и какие-либо документы на рыбу предъявить не сумел».

Однако сын Раисы Герман утверждает, что у него никто ничего не спрашивал:

– Они появились неожиданно, грозные, в камуфляже и с автоматами, на четырёх машинах. Не предъявив никаких документов, просто сказали: «Мы из рыбинспекции». На этом разговор и закончился. Нас – меня, моего племянника Асланбека и помогавшего мне рабочего – запихнули в разные машины.

По словам Германа, за перегрузкой рыбы в УАЗ с самого начала и до конца наблюдали работники рыбоохраны.

– Однако, позже, когда конфискованную у нас рыбу сдавали фирме «Надежда-1», выяснилось, что недостаёт 800 кг судака, – говорит Герман. – При этом во время сдачи рыбы ни одного представителя с нашей стороны не было, нам просто не предоставили такой возможности.

 

«Могу работать здесь до 100 лет!»

Начальник Дамбинской инспекции Ибрай ИСМУРАТОВ произвёл впечатление человека уверенного в себе и не лезущего за словом в карман.

– А как, вы думаете, у них оказалась рыба 28 ноября, если не путём браконьерства? – ответил он вопросом на вопрос. – Ледостав начался 23 ноября, и все остальные рыбаки к этому времени сдали свои лодки и билеты. А родственников Сундетовой наша оперативная группа задержала 28 ноября в 4 часа ночи в зарослях камышей. Узнав об этом, я прибыл к месту задержания в 6 утра. Наши ребята осматривали рыбу, фотографировали, в общем, делали свою работу. У водителя не оказалось документов на улов. На самом деле их разрешение после23 ноября было недействительно. Я поясню: оно теряет свою законную силу, как только река затягивается льдом (выделено автором – С. Т.).Я изъял рыбу как добытую заведомо преступным путём и сдал государству. Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 183 УК РК (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путём), материалы сейчас находятся в следственных органах.

Но на рынках полно свежей рыбы...

– Вся - браконьерская. Но скольких браконьеров можно задержать? Двоих, троих, четверых? Я денно и нощно работаю со своими 30 сотрудниками. В прошлом году, например, поймали 800 браконьеров. Разве это мало? Я на этой должности нахожусь уже 20 лет. Как вы думаете, каким образом мне удаётся так долго быть в системе рыбоохраны?

И в самом деле - как?

За эти двадцать лет сменились 16 начальников Урало-Каспийской инспекции. Некоторые из них были осуждены. А я работаю. Закон «О государственной службе» даёт мне возможность работать здесь хоть до 100 лет! Недавно меня рассматривали на Дисциплинарном совете. Там были руководители ДВД, финансовой полиции, юстиции, филиала партии «Нур Отан». Они убедились в том, что я прав по всем вопросам на сто процентов!

 

Вопросы на засыпку

Вроде бы Ибрай Исмуратов изложил суть дела весьма убедительно, но у нас есть к нему вполне резонные вопросы:

1. Вы утверждаете, что лёд встал 23 ноября. На основании какого документа лов рыбы после начала ледостава считается незаконным?

В справке, предоставленной Раисе Сундетовой в ДГП «Атырауский центр гидрометеорологии» за подписью заместителя директора Татьяны АКАТЬЕВОЙ, о ледовой обстановке на северном побережье Каспийского моря в районе гидропоста Пешной говорится:«В период с 15 по 28 ноября 2011 года на северном побережье Каспийского моря в районе гидропоста Пешной (где и была, как утверждает Раиса, выловлена рыба. – С.Т.)сплошного ледостава не наблюдалось, местами отмечался ледяной припай небольшой ширины».

Ибрай Отарович опроверг заключение метеорологов: «До того, что они там пишут, мне нет никакого дела! 23 ноября лёд встал окончательно, все ходили по льду».

2. Почему г-н Исмуратов, ссылаясь только на ледостав, самовольно отменил разрешение руководства Урало-Каспийской рыбинспекции (которому он подчиняется) на лов рыбы до 30 ноября, выданное Сундетовой?

По словам заместителя начальника УКМБИРХ Мурата ЕРБУЛЕКОВА,чья подпись стоит под разрешительным документом №0196, разрешительный документ имеет юридическую силу до указанного в нём срока (выделено авторомС. Т.), и отменить его может только сам начальник УКМБИРХ или, в его отсутствие, его заместители.

3. На чём основана уверенность г-на Исмуратова, чьё дисциплинарное дело по рекомендации комиссии из Астаны было вынесено на Дисциплинарный совет, в собственной непогрешимости?

– Что вы хотите узнать спустя месяц после совета? – недоумевает председатель Дисциплинарного совета Мухит ИЗБАНОВ. – Если ищете что-то жареное, то там ничего такого нет. Я дал рекомендации начальнику рыбной инспекции Амантаю АЙЖИГИТОВУ. В целом прокурор расценил действия дамбинских инспекторов как законные. Хочу вам сказать, что в ходе слушаний я оценил Ибрая Исмуратова, как настоящего профессионала своего дела. Он очень опытный специалист и всей душой болеет за нашу родную природу.

Позже мне удалось ознакомиться с постановлением заседания Дисциплинарного совета от 18 января 2012 года, на котором рассматривался вопрос о правонарушениях в Дамбинской инспекции, в частности – самим Ибраем Исмуратовым. В заседании приняли участие первый заместитель акима области, по совместительству руководитель областного филиала партии «Нур Отан» и председатель комиссии по борьбе с коррупцией Болат ДАУКЕНОВ, начальник управления внутренней политики областного акимата Эльдар ЖУМАГАЗИЕВ, а также руководители ДКНБ, ДВД, департаментов юстиции и финполиции. В постановлении говорится: «Взять под строжайший контроль вопросы недопущения в будущем возникших в инспекционной службе неприглядных фактов, закрепления за отделами инспекции территорий обслуживания, предусмотреть принятие конкретных мер». А 31 января начальник УКМБИРХ Амантай АЙЖИГИТОВ издал приказ об объявлении Ибраю Исмуратову предупреждения. Какое-никакое, а взыскание, и утверждение о «100-процентной правоте» вызывает вопросы.

 

Прокурор был краток

Прокурор природоохранной прокуратуры Аршат ТАЙТУЛЛИН был лаконичен:

– Уголовное дело (по словам Сундетовой, оно возбуждено в отношении её сына Германа Жидкова и внучки Жании Борашевой. – С.Т.) находится на стадии расследования. Хотя  Сундетова имела разрешение на вылов рыбу, они взяли её у других людей. Мы опросили работающих на Сундетову рыбаков – все в один голос говорят, что не сдавали ей рыбу.

Как утверждает сама Раиса, «на рыбаков надавили». Она ссылается на то, что бригадиры пяти рыболовецких бригад, работавших в ИП «Сундетова», аккуратно заносили записи об объёмах вылова в так называемые «промысловые журналы» (журналы учёта лова рыбы). Последняя запись датирована 23 ноября – днём, когда, по её словам, сын и внуки собирались сдать улов, да машина сломалась.

Между тем, Сундетова, лишившаяся и взятых в кредит денег, и выловленной рыбы, полна решимости идти до конца. Среди прочих инстанций она направила заявление в администрацию президента, в котором просит вступиться за неё как за предпринимателя.

Редакция будет следить за развитием этой истории.

Сания ТОЙКЕН

фото Владимира ИСТОМИНА

9 февраля 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.